Обзор на Mafia II


У сиквелов крайне успешных игр есть одна общая проблема, порой просто неизлечимая. Дело в том, что от продолжения настоящего шедевра ждут не просто повторение пройденного или очень качественный продукт. Требуется такой же шедевр, только умноженный в несколько раз. Проекты, сумевшие превзойти оригинал, можно сосчитать по пальцам одной руки, но беда даже не в этом. Если разница в датах выхода слишком велика, противоречивых отзывов просто не избежать. Вспомните печально известный Doom 3 — очень крепкий и качественный шутер. Но когда третья часть появилась на полках магазинов, пресса изрыгала килобайты едкого текста, придумывала все новые и новые способы побольнее уколоть разработчиков. А когда вышла Mafia II — сиквел популярной и культовой игры — то этот момент наиболее хорошо демонстрирует тот общеизвестный факт, что угодить всем просто невозможно, но отчего-то разработчики упорно продолжают пытаться это сделать.

Mafia 2

Mafia II начинается с рассказа краткой биографии главного героя — Вито Скарлетта — о себе и о том, как он докатился до такой жизни. После иммиграции в США из Италии все пошло не так, как в «американской мечте»: отец работал в порту, из-за нехватки денег Вито начал промышлять мелкими кражами с закадычным другом Джо, и в результате они однажды попались на ограблении магазина. Товарищу удалось скрыться, а вот молодому итальянцу грозила либо тюрьма, либо служба в армии. Выбрав из двух зол меньшее, он идет на фронт защищать родную Италию, получает ранение, становится непригодным к службе, возвращается в уже ставшую родной Америку и обнаруживает, что его семья умудрилась влезть в крупные долги мафии. После чего вновь появляется Джо и заявляет Вито, что у него есть парочка знакомых, которые вполне могут предложить легальную и не очень работу. Скарлетта, понимая, что это единственный способ для его семьи рассчитаться с криминальными авторитетами, соглашается.

Картонный мирок

Еще с первых роликов разработчики рассказывали, что абсолютно все в их проекте будет работать на сюжет, включая даже пору года. Так и получилось: пока вы не пройдете нужную сюжетную миссию, весна, зима или осень не сменят друг друга. Действие начинается зимой, первые вступительные миссии и попутное обучение проходят именно в холодную пору. Честно говоря, поначалу Mafia II обескураживает и впечатляет одновременно. Взглянув на карту города, только и думаешь: «И это все?» Территория значительно меньше не особо крупной по меркам open world-проектов GTA IV. При этом, как выяснилось после детального изучения, разработчики умудрились сделать территорию вызывающе скучной. Вроде как присутствуют потенциально интересные районы, но они слишком блеклые и невыразительные, чтобы заинтересовать игрока. И это при том, что в Grand Theft Auto за номером четыре можно было часами колесить по Брайтон-бич и слушать разговоры жителей Либерти-сити вроде «Я же сказал, дура, никаких покупок!».

Mafia 2

Но вскоре приходит осознание того, что весь Эмпайр Бэй — это, как и все остальное, лишь декорация для повествования действительно увлекательной истории. Здесь нет безумия на улицах вроде той же GTA, никто не пытается украсть вашу машину или внезапно побить и отобрать мелочь. Mafia — эдакий мафиози в дорогом костюме и с сигарой от мира компьютерных игр, в то время как в Rockstar показали «жизнь на районе».

Правда, начальные задания не особо впечатляют, зато начиная с середины игры в ход идут настоящие криминальные разборки с Томми-ганами и коктейлями Молотова. Но и здесь чехи не смогли уйти от проблемы подобных игр — ненужной езды. Нет, местная физика весьма и весьма качественная, ездить приятно. Просто в рамках одной миссии угнать машину, поехать на другой конец города, забрать товарища, пересесть в его авто, протащиться обратно через весь Эмпайр Бэй, разгромить кафе и еще минут десять уходить от полиции — это небольшой перебор.

Кстати, насчет транспорта. Модель поведения авто поначалу кажется довольно странной, но вскоре к этому привыкаешь и дискомфорта не испытываешь. 2K Czech старались сделать машины максимально правдоподобными, вводя интересные фишки вроде заканчивающегося горючего и ограничителя скорости. Но беда в том, что это оказалось бесполезным. Бензин в авто практически бесконечный, нужно беспрерывно ездить по городу часа три-четыре, чтобы индикатор перешел на Low. Учитывая, что автомобили приходится менять довольно часто, а у краденых почему-то не бывает пустого бака, интересная деталь оказалась загублена.

Повреждения тоже не впечатляют, особенно после смачных вмятин и покореженных кузовов из GTA IV. И при этом в Mafia II практически невозможно ездить «по-каскадерски», на манер той же Grand Theft Auto: даже для того, чтобы просто перевернуть автомобиль, нужно очень и очень постараться. Теоретически, на помощь в таких ситуациях должны были прийти два режима управления — Normal и Realistic. Однако кардинальной разницы между ними не наблюдается. Ну да, в упрощенном виде автомобили становятся покладистыми и крайне неохотно идут в занос, но зимой это тоже не особо спасает — машины напоминают по своему поведению куски мыла в раковине.

Почти крутые гангстеры

А вот перестрелки заметно сложнее привычных TPS. Несмотря на регенерирующееся здоровье, удобную систему укрытий и постоянный достаток патронов, убивают Вито буквально с двух-трех попаданий. Ситуация усугубляется довольно большим прицелом и невозможностью вести огонь вслепую. Последнее уже давно стало привычным явлением для экшенов и шутеров, это зачастую сильно облегчало жизнь в трудных миссиях. Ну, и своеобразное «фаталити» для игроков: система чекпойнтов неоднозначна. С одной стороны, здесь избавились от тех проблем, что были в GTA IV: если во время выполнения миссии Нико был убит, следовало нудное возрождение в больнице, рестарт миссии и закупка амуниции. В Mafia II игра автоматически загружает контрольную точку на том уровне, где остановился игрок. Но расстояния между ними слишком большие, перед трудными моментами добавить чекпойнты подзабыли.

Mafia 2

Впрочем, высокая сложность — это даже хорошо, но всегда найдется «но». В некоторых местах можно застопориться не из-за сложности, а из-за обыкновенной непродуманности игры, что вообще-то несвойственно таким разработчикам и проектам столь высокого уровня. К примеру, полиция. За мелкие правонарушения нынче можно отделаться штрафом прямо на месте. Это и время сэкономит, и избавит игрока от многоминутной погони по скучному Эмпайр Бэй. Однако если отделаться деньгами не получится, начинается сущий кошмар. Даже если вам удалось оторваться от копов, они все равно выйдут на вас при первом удобном случае: ваша машина будто бы медом намазана, честное слово. Уйти от погони тоже сложно: у всех авто примерно одинаковые характеристики, при этом «фараоны» умудряются попадать в вашу машину, попутно ранив Вито, даже с другого конца перекрестка. А уж если совсем непруха и на «хвосте» одна-две машины полицейских, тут можно только посочувствовать: выйти сухим из воды в такой ситуации очень сложно, вдобавок копы изрешетят ваше авто вместе с героем в мгновение ока. И вот в таких ситуациях понимаешь, что возможность стрельбы из машины — это не столь бесполезная функция, как, должно быть, полагали в 2K Czech, раз не стали ее добавлять.

Но если вы каким-то чудом добрались до автомастерской, откроется прекрасное: машину можно более-менее оттюнинговать, перекрасить, сменить колесные диски и даже самому вписать новые номерные знаки. Это, кстати, одно из немногих достоинств игры по сравнению с GTA IV. Хотя что мы все о Grand Theft Auto: несмотря на кажущуюся схожесть, это очень разные игры, но при этом не сравнивать их невозможно. И когда начинаешь проводить аналогии, понимаешь, что у Rockstar проект получился гораздо лучше. Там, где чешские разработчики сделали ставку на атмосферу и сюжет, «рокстаровцы» ушли с головой в создание разнообразных миссий, действительно живого города и внедрение сотен мелочей. И не прогадали. Дело в том, что история мафиозных разборок вышла довольно средненькой. Поначалу это не так заметно, истина выясняется ближе к финалу. Сценарий несколько раз переписывался, как говорили разработчики, но и без их слов это поймет каждый. Образы персонажей плоские, никаких эмоций, кроме нескольких сцен, от них не добьешься, все говорят шаблонными фразами. Излюбленный прием авторов — почти в финале вывести на сцену персонажа, которого игроки наверняка уже забыли, потому что последний раз он фигурировал лишь в начале, и сделать из него главного гада.

А вот к чему сложно придраться, так это к графике. Правда, в этот раз различия между тремя версиями довольно ощутимы: лучше всего играть в Mafia II на РС, затем, с отсутствием некоторых эффектов, следует Xbox 360-релиз, после чего, спотыкаясь и пытаясь догнать хотя бы «боксовый» вариант, плетется PS3-версия. В последней нет ни реалистичного отражения огня, ни качественной травы, вместо нее только непонятная зеленая размазня на зеленых зонах. Зато что одинаково хорошо на всех платформах, так это передача атмосферы, хотя графика тут и ни при чем. Увы, но уникально переданная эпоха 40-50-х годов двадцатого века — чуть ли не единственное, ради чего вообще стоит обращать внимание на игру.

Вот такая она, Mafia II, сиквел одной из лучших игр современности, проект, который ожидали большинство людей «в теме». Возвращение не то чтобы сильно удалось. Просто все без исключения ждали захватывающую историю, колоритных персонажей и безупречных миссий, это должно было идеально изобразить все радости и тяготы криминальной жизни в послевоенные годы. А получили лишь качественный саундтрек, хорошую графику и порой интересные задания. Кто его знает, возможно, для таких игр не стоить делать сиквелы: слишком велика вероятность создать просто качественный проект без всяких претензий, но никак не очередной шедевр и достойный наследник оригинала.

Плюсы:
— качественная графика;
— хороший саундтрек;
— превосходная стилистика и атмосфера.

Минусы:
— чересчур много езды на заданиях;
— в сюжете есть некоторые ляпы;
— скучные характеры героев;
— адреналиновых миссий слишком мало.

Оценка: 7.8

Вывод:

Из действительно шедевральной Mafia: The City of Lost Heaven проект превратился в обычный блокбастер, на который никто не обратил бы внимания, если бы не атмосфера и громкое имя.

Обзор написан по Xbox 360-версии игры
Автор обзора — Станислав Иванейко



 Безумный Джо Галло
 Alive Mod by MikeMouse
 Thor 810 Cabriolet
 Карло Гамбино как прообраз дона Корлеоне



Войти с помощью: 

Ваш E-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *