В январе прошлого года Марк Цукерберг назначил вице-президентом платформ Мета по глобальным делам Николаса Клегга; с 2017 г. он был вице-президентом Фейсбука по глобальным делам и коммуникациям. Клегг – убеждённый враг России. Но какие узоры сплетает жизнь – круче иных романов. В мае 2010 г. в Британии было создано коалиционное правительство консерваторов и либеральных демократов. Их лидеры Дэвид Кэмерон и Клегг (выпускник Кембриджа – археолог, полиглот и спортсмен) стали, соответственно, премьером и вице-премьером. Клегг к тому же в 2011–2015 гг. был лордом-председателем Совета, возглавляемого королевой; это четвёртая по значимости сановная должность в Великобритании; глава Тайного совета – это очень серьёзно; в частности, именно Тайный совет, а не правительство, принимал решения о вводе войск в Ирак. Прабабушка Клегга – сестра Муры Будберг, которой Н. Берберова посвятила книгу "Железная женщина". Будберг была любовницей британского разведчика Брюса Локкарта (очень странный так называемый "заговор послов" 1918 г. против большевистского правительства), Максима Горького, Герберта Уэллса и нескольких других известных деятелей (просто sex-wife какая-то, хотя, как она утверждала сама, единственной любовью всей её жизни был Локкарт). Кроме того, Мура Будберг активно работала с разведками – британской, коминтерновской и советской (была на связи у Генриха Ягоды). Получается, что Клегг – правнучатый племянник Будберг. Но ещё интереснее с Кэмероном. У Муры был связник, друг и соратник по работе, в том числе на коминтерновскую и британскую разведки. Так вот, его правнучатым племянником является Дэвид Кэмерон. Какое изощрённое скрещение судеб – змеи кусают собственные хвосты.
Раз мы заговорили о Цукерберге и Фейсбуке, который переименовался в Мету, давайте затронем и этот аспект создания нового мирового порядка. Ведь виртуализация жизни – это одно из средств, наряду с эпидемией и войной, создания этого порядка. Тем более, что Фейсбук активно участвовал и участвует и в подавлении ковидоскептиков и в поддержке укронацистского режима. И то, и другое по сути является подменой реальности. Так, несколько лет назад Фейсбук купила компанию Oculus, которая занимается разработкой и производством очков виртуальной реальности. То есть "открытие глаз" сопровождается неизбежно надвиганием на глаза очков виртуальной реальности… Это и целенаправленная политика по выдавливанию людей в виртуальную реальность, и своеобразный вариант кибер-эвтаназии, кибер-эскапизма для тех, кто просто не хочет взаимодействовать с жестоким миром, полным кризисов, опасностей и вирусов. Плюс зарабатывание денег.
По поводу вытеснения такими магазинами традиционных – это тенденция, но до её финала, думаю, далеко. Значительно более интересны, на мой взгляд, метаморфозы Фейсбука и ребрендинг Фейсбука и Майкрософта. Термин "Мета-вселенная" придумал знаменитый Нил Стивенсон, кибер-фантаст. В его романе "Лавина" (Snowcrash) была показана такая матрица – Мета-вселенная. Верхние этажи управляются корпорациями, нижние – мафией. Вообще, очень похоже на современный западный мир. И вот 28 октября 2021 г. Цукерберг объявляет, что Фейсбук отныне будет называться "Мета-вселенной". Дело, однако, не ограничилось Фейсбуком. 2 ноября 2021 г. Сатья Наделла, гендиректор Майкрософта, также заявил, что они запускают аналогичный проект с помощью очков дополненной реальности VR и AR. Тема подобного гаджета хорошо освещена в цикле интересных романов "Аркада" Вадима Панова.
Что даёт "Мета-вселенная" (Мета) двум этим структурам, особенно если они объединят усилия? Во-первых, туда попадает примерно 1 млрд человек. Прибыль сразу возрастает с 2 трлн до 30 трлн долларов, плюс ещё 5–6 трлн долларов от перезапуска Интернета 3D и запуска полностью контролируемого рынка. Это передел рынка виртуальных миров. Сами его организаторы говорят, что они "создают мета-экономику, свободную от налогов, а, следовательно, от государства". То есть это продавцы виртуального воздуха. Есть такой роман у Александра Беляева – "Продавец воздуха". Вот эти ребята и будут продавать виртуальный воздух. Но есть одна интересная параллель. Когда в XVI–XVII вв. возникал капитализм, у его операторов было несколько преимуществ перед конкурентами, оставшимися в прежней системе. В частности, они освоили принципиально новое пространство. Если полем деятельности конкурентов был континент, европейская часть Евразии, то будущие капиталисты ушли в Северную Атлантику, в море, и создали, по сути дела, морской мир, в котором не действовали законы государств континентальной части Европы. И мир этот стал основой мирового рынка, располагавшегося как бы на уровень выше локальных экономик. С этого уровня как со стратегической высоты операторы мирового рынка и вели успешный "экономический обстрел" конкурентов.
Сегодня Майкрософт и Фейсбук тоже уходят в другое пространство – в киберпространство, в котором не действуют никакие законы. На море тоже не действовали законы сухопутных держав, и "новички" там делали, что хотели, занимаясь рейдерством, пиратством. Даже нельзя сказать, что формально это были преступления, потому что законов не было. В киберпространстве, в виртуальном мире тоже нет законов. Неоконкистадоры этого мира не только завоёвывают его, но бьют из него по конкурентам. Это что касается денег. Что касается социальных последствий создания "Мета-вселенной", то это, безусловно, оформление социально атомизированного мира. Можно сидеть дома у компьютера, общаться онлайн, путешествовать онлайн. Сидишь дома и как будто путешествуешь в Африке и охотишься на львов. Или будто просто общаешься. Или ты погрузился в прошлое, участвуешь в гладиаторских боях. Кстати, Станислав Лем в одной из главных книг ХХ в. – "Сумма технологии" – называл это "фантоматикой", предвидя данное явление ещё в середине 1960-х годов...