Неуязвимый уничтожитель: скрытые возможности Т-90
Танк Т-90 начал проектироваться в середине 80-х годов. Руководство СССР посчитало необходимым разработать наконец единый танк для армии. Заводы тогда вели параллельный выпуск нескольких типов основных танков — Т-64, Т-72 и Т-80, которые были близки по боевым характеристикам, но существенно различались по конструкции, что крайне осложняло процесс их эксплуатации в войсках.
Создание легенды
В Уральском КБ транспортного машиностроения перспективный танк сначала "окрестили" как Т-72БУ (заводское название "Объект 188"). Машина являлась глубокой модернизацией танка Т-72. "Объект 188" разрабатывался параллельно со значительно более совершенным экспериментальным танком "Объект 187". Основная цель работ велась по программе доведения танка Т-72Б до уровня Т-80У/УД. Доводить приходилось в основном "мозги" танка. Так как бронирование Т-72Б поздних серий, к примеру, образца 1989 года, соответствовало уровню Т-80, а главным недостатком являлось отсутствие автоматизированной системы управления огнем. Очень простой и надежный прицельный комплекс уже не обеспечивал современных требований, предъявляемых к танкам.
Выбор пал на комплекс управления огнем "Иртыш", который уже был обкатан на танках Т-80У и Т-80УД. Его доработали для функционирования совместно с автоматом заряжания танка Т-72. В январе 1989 года опытный вариант модернизированного Т-72 вышел на этап государственных испытаний. В различных документах и внешней переписке машина упоминалась сначала как Т-72БМ (модернизированный), а позже как Т-72БУ (усовершенствованный).
Четыре опытных образца "Объект 188" испытывались около года в различных климатических условиях, затем доработанные по результатам испытаний машины еще раз прогнали по полигонам, а в конце, для определения уровня защищенности, одна машина была расстреляна. Испытания были достаточно жесткими: сначала под одну из гусениц танка был заложен фугас, который соответствовал наиболее мощным противотанковым минам стран НАТО. Однако после взрыва машину удалось привести силами экипажа в рабочее состояние.
Затем танк был подвергнут жестокому снарядному обстрелу по "слабым" местам. Машина успешно прошла все испытания, и в 1991 году "Объект 188" был рекомендован к принятию на вооружение. На "Уралвагонзаводе" тем не менее решили повысить эффективность защиты "Объекта 188", для чего на танк был установлен комплекс оптико-электронного подавления "Штора-1" и проведены дополнительные испытания. 30 сентября 1992 года первый "Объект 188" установочной серии вышел в пробеговые испытания, а 5 октября 1992 года опубликовано постановление Правительства Российской Федерации о принятии танка на вооружение ВС России и о разрешении продажи за рубеж его экспортного варианта. К сожалению, развитие танка под грифом "Объект 187" пришлось свернуть.
Трудное дитя 90-х
После развала Советского Союза перспективы серийного производства нового танка под индексом Т-72БУ выглядели далеко не радужными. Считается, что путевку в жизнь машине дал первый Президент РФ Борис Ельцин, который в ходе визита на УВЗ пообещал принять усовершенствованный Т-72 на вооружение. Дабы отмежеваться от эпохи "застойного" СССР, возникла мысль изменить наименование танка. Первоначально было предложено наименование Т-88, по аналогии с объектовым индексом 188, однако Борис Ельцин распорядился присвоить танку собственное наименование — Т-90. Кстати, имя "Владимир" танк получил в честь главного конструктора Владимира Ивановича Поткина.
Серийное производство танка началось в 1992 году. В 1992–1998 гг. было выпущено около 120 Т-90 для ВС России. Первые Т-90 были отправлены в 821-ю Таганрогскую Краснознаменную ордена Суворова мотострелковую дивизию, где из них был сформирован танковый полк. Затем Т-90 попали в 5-ю Гвардейскую Донскую танковую дивизию в Бурятии.
В связи со снижением финансирования Вооруженных Сил производство танков остановилось и было возобновлено лишь в 2001 году после подписания экспортного контракта с Индией. В 2001 году в Индию были поставлены первые 40 Т-90С, в 2002 году — еще 84 машины. Т-90 стал первым чисто российским танком в технологическом плане. Для его выпуска пришлось создавать производственную кооперацию, разрушенную после распада СССР, уже в рамках только российского ОПК.
Надёжная "штора"
Танк Т-90 "Владимир" образца 1992 года сохранил классическую компоновку Т-72. А именно: отделение управления в лобовой части, боевое отделение — посредине и моторно-трансмиссионное отделение — в кормовой части. Корпуса Т-90 и Т-72 были практически идентичны, башня осталась литой с комбинированной броней в лобовой части, но верхняя лобовая деталь Т-90 получила встроенную динамическую защиту.
Там было установлено семь блоков и один контейнер, кроме того, 20 блоков защиты разместили на крыше башни. Основной механизм работы установленного на танке комплекса оптико-электронного подавления "Штора-1" состоит в выработке сигнала, аналогичного сигналу трассеров ПТУР, что влечет за собой срыв их наведения. Также снижается и вероятность попадания снарядов и ракет, использующих лазерную подсветку цели. Входящая в комплекс система постановки завес добивается того же результата другим путем.
При обнаружении облучения танка лазером система постановки завес определяет направление облучения и оповещает экипаж, после чего автоматически или по указанию командира танка производится отстрел аэрозольной гранаты. При ее разрыве создается аэрозольное облако, ослабляющее и частично отражающее лазерное излучение, чем нарушается работа систем наведения ракеты. Помимо этого, аэрозольное облако выполняет функции дымовой завесы, маскируя танк.
Ракетная пушка
Основное вооружение Т-90 — 125-мм гладкоствольная пушка 2А46М-2. Т-90 способен вести огонь боеприпасами четырех типов — бронебойными, подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными с системой дистанционного подрыва "Айнет", обеспечивающей подрыв в заданной точке траектории. Танк может эффективно вести огонь по зависающим вертолетам и живой силе в окопах управляемыми ракетами, которые могут быть заложены в боекомплект в любом соотношении. Боевая скорострельность Т-90 составляет 6–8 в/мин.
В механизированную укладку кругового вращения входят 22 выстрела раздельного заряжания: снаряды размещены горизонтально на днище боевого отделения, под пороховыми зарядами. Автомат заряжания пополняется силами экипажа за 15–20 минут. Имеющаяся на Т-90 система управления огнем позволяет вводить поправки в параметры стрельбы, учитывающие скорость танка, дальность и угловую скорость цели, температуру, давление воздуха и скорость ветра, температуру заряда, угол наклона орудия и износ канала ствола.
Комплекс управляемого вооружения обеспечивает стрельбу по неподвижным и движущимся со скоростью до 70 км/ч целям на дальностях до 5000 метров при скорости движения танка до 30 км/час. На Т-90 установлена закрытая зенитно-пулеметная установка с дистанционным электромеханическим управлением. За годы производства Т-90 постоянно развивался и совершенствовался, удерживаясь на уровне современных требований. Было разработано множество его модификаций и подмодификаций. Крайняя и пока наиболее совершенная — Т-90МС — впервые была представлена на VIII Международной выставке вооружений REA- 2011.
МОДИФИКАЦИИ
Т-90 — первая серийная модификация.
Т-90К — командирский вариант Т-90, с дополнительным связным и навигационным оборудованием.
Т-90А — модификация Т-90 выпускается с 2004 года, установлен новый двигатель, улучшено тепловизионное оборудование, установлена сварная башня вместо литой.
Т-90АК — командирский вариант Т-90А, с дополнительным связным и навигационным оборудованием, а также системой тактического управления боем.
Т-90А (2006 год) — модернизация Т-90А: установлен тепловизионный прицел второго поколения "Эсса", улучшен автомат заряжания, увеличен на 100 литров забронирован- ный объем и улучшена защита топливных баков.
Т-90С — экспортный вариант Т-90.
Т-90СК — командирский вариант Т-90С.
Т-90СА — экспортный вариант Т-90А, с доработанной системой обнаружения лазерного излучения.
Т-90СКА — командирский вариант Т-90СА.