История компьютерных игр берёт своё начало ещё в 50-х годах ХХ века. В те далёкие времена были созданы первые компьютерные игры, примитивные и малоизвестные. И уже спустя пару десятков лет игровая индустрия заявила о себе на весь мир, привлекая всё новых и новых поклонников – игроков. Появлялись первые приставки, подключенные к телевизорам, и игровые автоматы с аркадами, которые можно было встретить везде, включая бары и кафе. Людей охватила игровая лихорадка - они были готовы спускать всю мелочь на жетоны для автоматов с играми, покупать всевозможные приставки и консоли для домашних телевизоров. Игровая индустрия стала хорошим бизнесом, на котором можно было делать немалые деньги.
В 1992 году наряду со всевозможными жанрами в играх появляется новый – шутер, а первым его детищем стала известная "Doom". С тех пор игровая индустрия неуклонно и быстро развивалась, а сами игры плотно вошли в нашу жизнь. И едва ли найдётся человек, который ни разу не проводил свой досуг на просторах виртуальных миров. Но что же несут в себе игры? Давайте детально разберёмся в этом вопросе и взглянем на видеоигры со всех сторон.
Изначально игры были созданы как развлечение, они давали возможность человеку ОТВЛЕЧЬСЯ от проблем и забот реальной повседневной жизни и погрузиться в виртуальность. В той же Википедии мы можем найти интересную трактовку: развлечение - это любая попытка, предполагающая перенос духовного внимания с проблем, поставленных условиями человеческого существования. В этом смысле "развлекаться" означает "отвлекать от жизни"… Следует заметить, что речь здесь идёт о развлечении определённого уровня, то есть о том, что постоянно пытается захватить и пленить поле нашего внимания. Не стоит путать это с отдыхом, который жизненно необходим людям и создает предпосылки для творческой деятельности. Это совершенно разные понятия, непонимание которых позволяет легко подсадить обывателя на крючок игромании!
Из всевозможных жанров игр можно выделить основные лидирующие:
- Шутеры (стрелялки, аркады, файтинги)
- Симуляторы (спортивные, экономические, стратегические)
- Приключения (квесты, головоломки, новеллы)
- Онлайновые (настольные, ролевые, текстовые)
Шутеры
Шутер – в играх данного типа игрок, как правило, действуя в одиночку, должен уничтожать врагов при помощи оружия (холодного и стрелкового). Здесь почти обязательно присутствуют: кровь, "расчленёнка", множество смертей, убийств, монстров или просто бандитов. Для достижения целей в той или иной игре нам необходимо уничтожить разнообразных врагов. И насилие – это ключевой фактор для решения внутриигровых задач. Игрока подталкивают, учат, как нужно поступать в разных ситуациях, практически не оставляя выбора, кроме как эффектно размозжить череп врага и смаковать происходящее на мониторе посредством реалистичной графики игры. И таких сцен сотни и тысячи. Все они изощрены в способах убийств и красочно демонстрируют происходящие события, неизбежно оставляя след в сознании и подсознании игрока. Посмотрите, какая визуализация, эффекты, графика, а звуковое сопровождение и ощущение реализма!
Насилие присутствует и в реальной жизни, скажете вы, а игры лишь показывают это. Нет, нет и нет! Такие игры подчёркивают, навязывают и учат насилию! Джозеф Овертон был бы немало обескуражен и огорчён, если бы узнал, как посредством использования его теории качественно и быстро уничтожается нравственность поколений с помощью игр. Среди таких игр можно отметить всем известную GTA, где, помимо насилия, присутствует разврат. Главный герой игры ведёт совсем не тот образ жизни, который должен вести полноценный морально здоровый человек. И подобные образы становятся ключевыми в сознании игроков, так как идёт сопоставление, автоматическое отождествление себя с компьютерным персонажем. Происходит перенос в другой мир – в виртуальную реальность - на подсознательном уровне. И все, что делает главный персонаж, ощущается так, как будто это делает сам игрок. А виды от первого и третьего лица усиливают это ощущение в несколько раз!
И таких игр сотни на рынке игровой индустрии. Эти игры соревнуются друг с другом за "место под солнцем", отвоёвывают внимание к себе у реальной жизни, и всё чаще у самых юных геймеров – детей.
Нередко подростки, юные игроки с ещё несформированной психикой и моральными устоями, переносят насилие из игр в реальную жизнь! Вместо того, чтобы развивать через игры такие важные качества, как сострадание, милосердие и доброту, молодым игрокам предлагается убивать, дабы показать свое превосходство, почувствовать вседозволенность, возвысить себя над более слабыми. ЭГО игрока раздувается до немыслимых размеров, а в итоге, что имеем в реальной жизни? Уверены, все вы знаете и видели ответ на этот вопрос. Игры, вроде небезызвестного Counter-Strike, несут в себе не только отрицательные установки и сугубо развлекательное назначение. Оказывается, помимо адреналина и удовольствия от превосходства над другими игроками, убийств и крови, некоторые игры помогают развивать у человека скорость реакции. Ученые обнаружили, что современные компьютерные игры положительно влияют на способность человека здраво оценивать ситуацию и оперативно реагировать на нее.
В ходе исследований заядлые геймеры могли продемонстрировать высокую скорость принятия решений не только в различных ситуациях внутри игры, но и в лабораторных тестах на определение скорости реакции. По заключению исследователей, любители видеоразвлечений показывают превосходные результаты благодаря более развитым навыкам визуального восприятия. Более того, видеоигры также тренируют пространственное мышление, визуальную и пространственную память, развивают свойства внимания. Но это лишь маленькая ложка мёда в большой бочке дегтя, и об этом стоит помнить! Гораздо важнее видеть всё то плохое, что идёт грузом к этой ложке с мёдом и обязательно скажется на человеке! "Игра" не стоит свеч!
Симуляторы - игры, предоставляющие возможность симуляции и управления тем или иным процессом из реальной жизни. Наряду с популярными играми, разрабатывающимися крупными компаниями, существуют менее популярные, но всем доступные, иногда даже и платные, совершенно нелепые и бесполезные игры. К таким играм можно отнести симулятор лифта, симулятор кота, симулятор Макдональдса. И ведь находятся те, кто тратит своё время и деньги на подобное, сомнительное по всем меркам здравого смысла, занятие. Ярким экземпляром популярнейшей игры из этого жанра является игра Sims ("симулятор жизни"), где царят разврат и пошлость, легализация ЛГБТ, педофилии, надругательство над семейными ценностями и многое другое в подобном духе. А главная целевая аудитория этой игры – девочки от 12 лет, которым предлагается пройти краткий курс, как стать успешным, независимым элементом общества. В игре пропагандируются беспорядочные половые связи - не только женщины с женщиной, мужчины с мужчиной, но и девушки со стариком, юноши с бабушкой.
Европейские ценности налицо, только вот подкрались они тихо и незаметно с такой стороны, с которой родители даже не могли ожидать. Естественно, странно было бы ожидать, что процесс растления будет явным и открытым. Из положительных моментов жанра "Симуляторы" можно отметить способность перенестись в особые, специализированные условия, в которых можно развить навыки человека – пространственную реакцию, скорость принятия решения, адаптацию к нестандартным ситуациям. В подобных условиях тренируются лётчики, космонавты, пилоты болидов и другие. У тех специальные тренажеры, а у нас же компьютер и программа, которая симулирует практически все аспекты жизни.
Если у них цель – отработка навыков, то мы можем лишь на мгновение очень отдаленно и искажённо проникнуться состоянием симуляции события. Что нормальный человек сможет извлечь из симулятора рыбалки или симулятора лифта? Что несут в себе подобные эксперименты игровых разработчиков? Если нам предлагают ловить пиксельную рыбу и кататься на лифте в виртуальном мире, то чего ждать дальше? Такие игры хоть и нелепы, но очень чётко отражают большую опасность, которую несёт людям игровая индустрия. А именно - попытки перенести некоторые аспекты реальной жизни на другую сторону монитора. Нужно ли симулировать реальность? Или любовные отношения, как это уже вовсю делают японцы?
Приключения
Приключения — игра-повествование, в которой управляемый игроком герой продвигается по сюжету и взаимодействует с игровым миром посредством применения предметов, общения с другими персонажами и решения логических задач. По своей сути, приключения в половине случаев - безобидные игры, в которых нет насилия, крови, разврата и других факторов деградации. Сегодня разработчики предлагают людям не только стрелять, убивать или симулировать жизнь, но еще и развивать мышление. В настоящее время, к сожалению, существует тенденция прививать детям и взрослым шаблонное мышление. Зачастую, в школах детей лишают возможности мыслить нестандартно. Тогда на помощь приходят игры этого жанра, головоломки, стратегии, квесты. Сейчас редко встретишь игру, в которой два разных человека пройдут один и тот же путь одним способом. Свобода действий, необходимость быстро принимать решения, право выбора, задачи на логику, а нередко и возможность создавать что-либо самому. Все это благоприятно влияет на мышление и умственное развитие человека. Хотя...
Онлайновые игры
Онлайновые игры (MMO RPG). Пожалуй, самым коварным жанром среди игр является MMO RPG. Дело в том, что самая страшная опасность, которую несут в себе игры - это зависимость. А где игры жанра MMO RPG - там яркие примеры, показывающие невероятные результаты. Самыми популярными среди таких игр являются Lineage, World of Warcraft, Perfect World, War Thunder, World of Tanks, Counter-Strike, Дота и многие другие. Врачи и ученые приравнивают зависимость, вызываемую играми, к наркомании (кибераддикция). Люди, которые не в силах контролировать и нормировать свое игровое время, с головой погружаются в виртуальный мир, где предлагается прожить вторую жизнь в более красочном и волшебном мире. Геймер отдает дни, месяцы и годы игре, подчиняясь зову виртуального наслаждения. И будь-то 50-летний мужчина, 25-летняя девушка или 10-летний мальчик – именно в мире игры все они могут стать настоящими героями. С одной стороны, погружение в такие игры помогает людям воплотить свои мечты, с другой – забыв про реальность, мы рискуем навсегда потеряться на просторах выдуманного мира, утратив понимание того, что жизнь у нас всего одна.
Нередко MMO RPG являются причиной нервных срывов и психозов у людей (особенно у детей), которые не в состоянии объективно оценивать значимость влияния подобных развлечений на душевное и духовное состояние. Доблестные программисты, умелые дизайнеры и другие разработчики игр – лишь инструмент в руках крупных корпораций, властных людей и организаций. Если разработчики игр хотят воплотить мысль в реальность, пусть и виртуальную, то именно руководящие люди и спонсирующие их организации видят картину намного шире. Что движет этими людьми? Почти всегда это деньги, реже реклама чего-либо, бывает – переписывание истории, подтасовка фактов и ложь, деградация общества, разрушение нравственности и наркотизация своим продуктом – игрой.
Заключение
На просторах магазинов и интернета можно встретить уйму всевозможных игр. Все они отличаются по жанру, сюжету, графике, атмосферности. Они предлагают геймерам что-то своё, удивительное, новое, захватывающее и интригующее. Это понятно для всех игроков и служит их критерием выбора. Однако, помимо этих параметров, есть и скрытые аспекты игр. Есть игры, которые выделяются сильнее всех других своим отношением к миру – теми светлыми красками, которыми они наполняют душу игрока… тёплыми чувствами и эмоциями… А есть игры, которые прививают едва ли ни самое ужасное и плохое, что может быть в мире, прославляя человеческие пороки, взращивая ненависть и насилие в душах геймеров. Словом, способствуют деградации личности и души человека. Так играть или не играть? У игр, как и у всего в нашем противоречивом мире, есть свои плюсы и минусы. Стоит только помнить, что самое ценное, что есть у каждого из нас - это жизнь и время, отведённое для неё. А как им распоряжаться – черпать вдохновение, учиться чему-то новому или целиком заменить реальный мир виртуальным и жить в нём – решать только вам!