Откуда пришли варяги?



Как только ни пытались объяснить слово «варяги» за последнюю тысячу лет. Расшифровывали с помощью протоиндоевропейского корня «вар», объясняли созвучными финскими, шведскими, датскими словами. Хотя в то время, когда варяги так нашумели в истории, шведского языка ещё не было, а на финский не повлиял угорский. И, как говорили в то время финны, мы не знаем.

Откуда пришли варяги?

Может быть, надо проще – попробовать всё-таки разобраться в смысле этого слова с точки зрения родного русского языка? Ведь оно, главным образом, встречается в русских летописях. В византийских варяги упоминаются редко и под именем «варанги». Если строго следовать научной точке зрения, то ещё надо доказать, что «варяги» и «варанги» означают одно и то же. Так что слово «варяги» русское!

А теперь давайте подумаем… Те, кто трудятся, – трудяги. Те, кто бродят, – бродяги… Ходят – ходяги, делают – деляги, а воруют – ворюги! Слог-суффикс «га» не только переводил глагол в существительное, но и придавал слову ощущение особой значимости, как бы усиливал его смысл: именно тот, кто не просто работает, а много работает, – работяга; а тот, кто набрал много дел, не может справиться и начал жульничать, – деляга!

Значит, от какого глагола могло произойти слово «варяги»? От «варить»! Что же могли варить в нашем далёком прошлом варяги?

Посмотрим на карту сегодняшней Новгородской области, прочитаем названия деревень, речушек, озёр… Все они сохранились с древности. Когда власть меняется – а она у нас меняется постоянно – первым делом новые правители переименовывают улицы, города, сносят памятники предыдущих вождей, но при этом о названиях рек, озёр и деревень забывают, потому что они народные, а народ политиков не интересует. Особенно свой. Старинные непонятные, не опасные для политиков слова сохраняются в веках, не меняясь, и много таят в себе… правдивого. Не меньше, чем раскопанные археологами древности.

К сожалению, далеко не все ученые обращают на эти свидетельства внимание, хотя, казалось бы, что может быть проще? Ведь до артефактов ещё надо докопаться, а то, что называется по-научному топонимикой и гидронимикой, у нас перед глазами на каждой карте. Надо только не полениться и взглянуть на неё.

Рядом с Великим Новгородом есть летописное озеро Ильмень. Многие пытаются расшифровать и его название с помощью шведского или финского языка. Кто-то из лингвистов даже настаивал, что оно арабское. Понятное дело, арабы же любили гонять на Ильмень, как на курорт, на субботу с воскресением, потому что арабов пахлавой не корми, дай поплавать в студёной водице.

Почему такое недоверие к родной речи? На языке древних славян «ильмень», как и «лиман», означало разлив реки. Как в сказках: «Море разливанное – разлиманное!».

Теперь почитаем название посёлков и деревень вокруг озера… Сплошные корневые «рус». В Псковской области Русаново, Русиново, Русски (Руски), Русский Бор. Озеро Русское (Руское) на реке Порусья (на границе с Новгородской областью). Наконец, Старая Русса!

При этом необходимо понимать, что Старая Русса как городище существовала задолго до Великого Новгорода. То есть до прихода первых князей-русов из якобы Швеции. Так что не корректно и не научно слово «рус», как это делают многочисленные норманоиды, выводить из языка шведского. А точнее: мол, «росы» означало по-шведски «гребцы», от него произошло слово «Русь», а позже – «Россия». С таким же успехом можно утверждать, что река Лена была названа советскими вождями в честь Ленина.

Или основным населением Старой Руссы были шведы? Кстати, ещё раньше речку – приток Днепра – называли рекой Рось. А народ, расселившийся вдоль неё, – россами. Тоже шведы? А русины в Закарпатье? Древнейший, кстати, народ! А этруски? И они от шведов произошли? То есть тогдашние шведы плодились, ну прямо как сегодняшние китайцы! Ещё был такой ассирийский царь Руса Первый – явно шведского рода. Достаточно поглядеть на его изображение на барельефе, чтобы сразу сказать: «Ну, вылитый швед!».

Однако нам интересны не просто русы, а русы-варяги. То есть те русы, которые что-то варили. Что же они могли варить в округе озера Ильмень? Разгадка проста: озеро Ильмень… солевое! Те, кто жили в округе, варили соль. Соль в ту пору была такой дорогой, что нередко считалась самой ценной разменной интернациональной валютой. Круче, чем сегодня евро или доллар. Если жена рассыпала соль, ей ой как доставалось от мужа-варяга. Видимо, частенько славянские жёны неаккуратно обращались с солью – потому и родилась такая примета: «Рассыпанная соль к ссоре». И никакой мистики тут нет. Рассыпала соль, подорвала бюджет семьи – получи в ухо!

В то время о нефти ещё не знали, поэтому нередко войны случались из-за соли. Соль – белая нефть Средневековья!

Новгород, варяги, русы… Казалось бы, всё сходится – всё рядом! О чём может быть спор?

Но не только в Лаврентьевском списке сказано, что варяги-русы «пришли из-за моря». Можно, конечно, предположить, что озеро Ильмень это и есть море разливанное-разлиманное, с которого пришли править русы-варяги в будущую первую столицу Руси. Впрочем, что-то смущает… Как-то недалече им пришлось идти. Не дальше, чем от Мытищ до московского Кремля. Чего их тогда было призывать? Они и так свои.

Но, может, где-нибудь подальше могло быть подобное место, где варили соль варяги-русы? Давайте опять не поленимся и поползаем взглядом по карте Европы, «за морем». Выражение, кстати, «из-за моря», уверен, весьма условное. И когда его приводят как доказательство того, что варяги были шведами, поселяя тем самым шведов за морем, это то же самое, что в песне Юлии Ковальчук: «Я в Торонто, ты в Майями, между нами океаны!»

Шведы и финны точно так же могли добраться до нас пёхом, как и морем. Неужели грамотные, образованные наши летописцы разбирались в географии на уровне современных выпускников школ, угадавших правильный ответ по географии во время сдачи ЕГЭ? В это с трудом верится. Скорее, «за морем» выражение образное: означало всех чужестранцев, которые прибыли морским путём. Недаром позже появилось слово по отношению к иноземным заморским торгашам – «заморыши»

Так почему до сего дня места расселения наших пращуров — варягов, пришедших на Русь в IX в. и основавших Древнерусское государство, и сегодня остаются тайной за семью печатями? Бурные дебаты не утихают вокруг этой проблемы. Разобраться в огромном потоке литературы в настоящее время невероятно сложно. Но проблема, как оказалось, разрешима.

В официальной версии, которая «вдалбливается» нам в головы со школьной скамьи, всё просто: варяги — это викинги, т.е. норманны. Они пришли к нам из-за моря, а значит со Скандинавского полуострова. Это предки современных датчан, норвежцев и шведов, а это, в свою очередь, означает, что своей цивилизацией Русь обязана Западу. А без него и государства такого на карте бы не было. Данная версия высказывается в трудах многих ученых, как в дореволюционной, так и в современной историографии. Подобной точки зрения придерживались и Н.М. Карамзин, и С.М. Соловьев и Н. Рыбаков и многие другие. Л.Н. Гумилёв так же считал варягов викингами. Даже в Энциклопедии для детей, выпущенной в 1995 году, активно отстаивается официальная версия. Таким образом нам с детства упорно доказывают превосходство Запада, и современная политика, проводимая правительством России во всех сферах, это подтверждает. Но предлагаемая нам трактовка истории совершенно ошибочна. Итак, обратимся к факту призвания варягов на Русь.

Надеюсь, Вам не нужно доказывать, что Рюрик прибыл на Русь «с домом и дружиной» и общался с пригласившими его новгородцами на одном — русском — языке. У нас нет никаких сведений о том, что Рюрик прибыл на кораблях. А такой факт вряд ли бы остался незамеченным. И если бы ильменские словене пригласили к себе именно норманнов, то ехать им пришлось бы далековато, и без кораблей явно было не обойтись. А в литературе, как мы уже указывали, нет никаких свидетельств не только о кораблях, на которых прибыл Рюрик, но и том, что новгородцам пришлось слишком долго ждать. Будь это викинги, ждать пришлось бы, безусловно, долго, особенно при тогдашнем развитии корабельного дела. Видимо, действительно Рюрик прибыл не из Скандинавии. На это можно возразить, что со Скандинавского полуострова в северные славянские земли можно добраться и по суше. Однако, имея хорошие быстроходные корабли, коими располагали викинги, вряд ли бы приглашенный князь со своей дружиной тратил бы долгие месяцы на переход. Из этого мы можем сделать однозначный вывод о том, что варяги прибыли явно не из Скандинавии. Но откуда?

Теоретически, Рюрик мог прибыть на кораблях, учитывая, что ильменские словене располагались от западных славян на северо-востоке. И на кораблях по Балтийскому морю расстояние небольшое, и удобнее, чем идти пешком. Однако ни один из исследователей, в том числе сам Нестор, ни о каких кораблях варягов не упоминает. Если бы Рюрик прибыл по Балтийскому морю, то такой факт не просто был бы описан в источниках и литературе, но думается, мы бы имели и описание кораблей, на которых приплыли варяги. Однако во всех источниках описывается, что Рюрик именно пришел, а не приплыл, и о кораблях не говорится ни слова. Значит идти ему пришлось явно недалеко.

Очевидно, явиться варяги могли только с южного побережья Балтики, т.е. с территории современной Германии. О том, что славянские народы населяли большую часть Европы в VIII-IX вв., т.е. после Великого переселения народов, факт общеизвестный. В учебнике по «Истории средних веков» для 6-го класса средней школы читаем: «Земли Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европы в средние века населяли многочисленные славянские племена. Все они имели близкую культуру, хорошо понимали язык друг друга». Колпаков С.В., Рогожкин В.А., Пономарёв М.В., Тырин С.В. История Средних веков. Учебник для 6-го класса основной школы. — М., 1999. — С. 157. Правда в учебнике среди западных славян, а нас в данном случае интересуют именно они, упоминаются только предки современных чехов, словаков и поляков. Однако, известны ещё и лужицкие славяне, и полабские, и другие, относившиеся к этой же — западной — ветви славян.

Восточные славяне, как и западные, расселились по своим территориям в результате Великого переселения народов IV-VII вв. Возможно, изначальной территорией расселения славянских племен являлась центральная и южная Европа. Часть славянских племен отправилась на Север и обосновалась на территории современной Германии, Чехии и Польши. Другая ветвь начала активно осваивать земли Балканского полуострова, т.е. юга Европы. По каким-то причинам, о которых мы можем только догадываться, от славянских племен, обосновавшихся на южном побережье Балтики, отделилась довольно значительная часть и направилась на северо-восток. Мы можем предположить, что вокруг славян, поселившихся на территории современной Германии, начало складываться весьма враждебное окружение в лице франков, германцев и других племён. Этническое давление оказалось слишком сильным, что вынудило часть населения славян покинуть эти территории. Юрий Петухов считает, что расселение славян происходило естественным путем, т.е. родами, поскольку племена разрастались количественно. Петухов Ю.Д. Русы Евразии. — М.: Вече, 2007. — С. 350-351. Поскольку территория Центральной и Южной Европы была уже достаточно густо заселена, продвигаться и осваивать новые земли можно было только на Востоке. Таким образом, часть славянских племен оказалась на берегу Ладожского и Ильменского озёр. Это были более северные, по сравнению с предыдущими, территории. Климат здесь был так же более суровым, но земли были очень богатыми в природном отношении. Кроме того, данные территории были практически не заселенны, и этнического давления в какой-либо форме здесь не ощущалось. Славяне беспрепятственно осели в этих суровых краях.

Возможно, название словене сохранилось как раз с тех времён, когда они ещё проживали на территории современной Германии. А слово ильменские добавилось позднее, уже после того, как эти племена освоили северные русские земли, что бы отделить себя от тех словен, которые остались на южном побережье Балтийского моря. Сильное этническое давление и большое количество племён, проживавших на территории Германии, привело к тому, что данное название со временем оказалось утраченным и вместо него появилось общее название германцы. «По существу, слово «германцы» не есть этноним. Это, скорее, эпитет, ибо переводится оно так: «геро-маны» = «ярые люди». Причем, первичен русо-славянский исходный вариант «яро-маны»». Там же. — С. 351. Первичность русо-славянского исходного варианта говорит, в первую очередь, о том, что славянский элемент на территории Германии в древности был преобладающим. Таким образом, славяне, населявшие эти земли, и ильменские словене представляли собой одно и то же этническое образование. Данную догадку подтверждает косвенно и современный историк А. Кузьмин, ссылаясь на летописца Нестора: «…летописец настаивал на единстве славянского и «русского» языка, а «руссов» Подунавья (и Иллирии, и Моравии, и той же болгарской Преславы) в Киеве в X в. (да и раньше) так или иначе знали. Но реплика-вставка предполагала знакомство более позднего летописца с какой-то балтийской «Русью». Предполагала она и определённый круг читателей и хранителей генеалогических преданий и легенд, уводящих на побережье Балтики». Кузьмин А.Г. Указ. соч. — С. 119-120.

Владимир Курбатов в работе «Тайные маршруты славян» приводит карту, согласно которой ильменские словене пришли с южного берега Балтийского моря. Курбатов В.А. Тайные маршруты славян. — М., 2006. — С. 34. Изначальное пребывание славянских племён на территории Северной, Центральной и Южной Европы подтверждается наличием большого количества славянских топонимов в этих землях, причём топонимов, характерных как для северной Руси, так и для южной. Янович В.С. Великая Скифия: история докиевской Руси. — М., 2008. — С. 13. На наличие славянских корней в современных иностранных словах (в частности английских и немецких) указывают многие современные исследователи такие, как Дёмин В.Н., Назаров В.Н. и Аристов В.Ф. Дёмин В.Н., Назаров В.Н., Аристов В.Ф. Загадки Русского Междуречья. — М., 2008. А Юрий Петухов прямо указывает: » Изначальное проживание русов в Скандинавии и Северной Европе сказывается и поныне. Современные, предельно германизированные в результате поздней германоязычной экспансии шведский, норвежский, датский языки можно отнести к германской группе языков с очень большой натяжкой (даже в тех словосочетаниях, что постоянно на слуху типа «Svenska bladet», «svensk-rysk ordbok», «historiska museum», мы чётко и ясно и видим и слышим русские (славянские) суффиксы, а отнюдь не германские «шведиш-русиш»)». Петухов Ю.Д. Норманны — Русы Севера. — М., 2008. — С. 79.

Не удивительно, что новгородцы послали за князем своих послов именно сюда, к своим вчерашним братьям. К тому же отношения у них, по всей видимости, не прекращались. Нестор описывает факт завоевания северных русских земель варягами в VIII-IX вв., на который мы уже ссылались выше. Н.М. Карамзин в своей «Истории государства Российского» приводит очень интересное свидетельство о том, что «варяги, овладевшие странами чуди и славян… правили ими без угнетения и насилия, брали дань лёгкую и наблюдали справедливость…». Карамзин Н.М. История государства Российского.Т. 1, ч. 1-4. — Калуга, 1993. — С. 63. Возникает вопрос: и отчего бы это завоеватели так возлюбили завоеванное население, если управляли они иностранными землями? Где-нибудь ещё в истории можно найти свидетельство о такой лояльности завоевателей по отношению к покоренному посредством войны населению? Думается, вряд ли. Вывод напрашивается сам собой: варяги завоевали своих вчерашних «родственников», отсюда и их лояльность по отношению к покорённым племенам. Но почему же тогда северные русские племена объединились против своих «родственников»? Вероятно, что изгнание их из Новгорода и других покорённых земель произошло не потому, что завоеванным народам было плохо, а потому, что ненависна была сама мысль о том, что они — покорённое население. Видимо именно это обстоятельство и вызывало недовольство северных руссов, что и заставило их объединиться и проводить непрошенных гостей «за ворота». Этот же факт завоевания и вызвал к жизни название варяги или враги по отношению к завоевателям, не смотря на общее этническое происхождение.

Для нас важно, что ко времени образования Древнерусского государства, новгородцы уже достаточно чётко представляли себе, что означает правление варягов на практике, поэтому и с приглашением на княжение отправились опять-таки к варягам, т.е. к своим этническим братьям. Постоянные контакты с родственными племенами, проживавшими на территории современной Германии, и позволили северным руссам сделать быстрый выбор. К тому же, судя по всему, и северные русские племена и варяги находились на одном уровне развития. И там, и там мы видим правителей и четкое социальное расслоение в обществе, о чем говорит и наличие органов власти. Государства же викингов, как мы уже указывали, формировались в XI-XII вв., что явно говорит о более низком уровне развития викингов по сравнению со славянами. Стадия военной демократии — это начало формирования социальной дифференциации, самая низкая ступень на пути к государству. Завоевать народ, находящийся на гораздо более высоком уровне развития, викинги, безусловно, смогли бы на какое-то короткое время. Но серьезно управлять им, а тем более дать государственность и цивилизацию не могли однозначно. Подобные домыслы сторонников норманнской теории о происхождении Древнерусского государства просто смешны. Утверждать, что викинги дали нам, русским, государство, значит демонстрировать своё полное неведение в истории. Но вернёмся к варягам.

В основной массе исследований не упоминается, к какому конкретно князю были посланы послы. В летописи Нестора мы читаем: «И сказали они себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву. И пошли за море к варягам, к Руси». Повесть временных лет. — // Древнерусская литература. — М., 1996. — С. 19. Данное положение Нестора ещё раз доказывает, что варяги, как и северные славянские племена, называли себя Русью, и новгородцы об этом знали. Однако, представляется маловероятным, что развитые племена, с уже сформировавшейся классовой структурой, послали послов с заданием, пригласить любого князя, который соизволит явиться. Иными словами, приходи, кто хочет, и бери власть, лишь бы был варяжским князем. Это выглядит скорее смешным, чем правдоподобным. Гумилёв Л.Н. утверждает, что Рюрик хотел быть правителем в Новгороде и заранее позаботился о своей кандидатуре, склонив на свою сторону старейшин. Гумилев Л.Н. От Руси до России. — М., 2006. — С. 29. Можно предположить, что в родных землях Рюрика уже был правитель в лице его отца или старшего брата, и оспорить это правление Рюрик не мог. Возможно, русским этот факт был известен. Здесь важно то, что Рюрик однозначно принадлежал к правящему дому и послы были отправлены с приглашением на княжение именно к Рюрику, видимо, хорошо известному среди северных славян. Само упоминание в летописи о княжеском титуле говорит о высоком происхождении Рюрика, так же как и факт наличия у него собственной дружины. Новгородцы отправили послов к правителю своих собратьев с предложением, адресованным конкретно Рюрику, как представителю правящего дома. В пользу высокого происхождения Рюрика свидетельствует и уже приводимая нами версия о происхождении его из семьи сподвижника Августа Октавиана — Пруса. Дёмин В.Н., Назаров В.Н., Аристов В.Ф. Указ. соч. — С. 53-54. Таким образом, в середине IX в., новгородские послы были отправлены на территорию современной Германии, к родственным славянским племенам, которых они назвали варяги, для приглашение князя из правящей династии братских племен на княжение в Новгород. Это обстоятельство стало возможным благодаря постоянным контактам северных русских племён и славянских племен севера Европы, являвшихся двумя ветвями одного и того же этноса, а так же одинаковому уровню социального развития обеих ветвей. Именно поэтому Рюрик сразу же откликнулся на предложение и, преодолев небольшое расстояние пешком, явился в Новгород вместе со своей дружиной, не заставив себя долго ждать. Безусловная принадлежность Рюрика к правящей династии не позволила кому-либо из новгородцев попытаться оспорить его власть в Новгороде и окружающих территориях.

Источники:
1. Повесть временных лет. — // Древнерусская литература. — М., 1996.
2. О трех центрах Руси (из » Китаб ал масалик ва-л-мамалик» арабского географа Ибн Хаукаля) — // Хрестоматия по истории России. — / А.С. Орлов, В.А. Гергиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. — М., 2004.
3. Асов А.И. Славянские боги и рождение Руси. — М., 2006.
4. Бушков А. Россия, которой не было. — Красноярск, 2001.
5. Всемирная история. — М., 1957.
6. Всемирная история. Энциклопедия. В 14 т. Т.8. — М., 2006.
7. Георгиев В.Д., Георгиева Н.Г., Орлов А.С., Сивохин Т.А. История России. С древнейших времен до наших дней. — М., 1999.
8. Гумилев Л. От Руси до России. — М., 2006.
9. Демин В.Н. Что это такое — Древнерусская литература? — // Хрестоматия по истории России. — / А.С. Орлов, В.А. Гергиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. — М., 2004.
10. Демин В.Н., Назаров В.Н., Аристов В.Ф. Загадки русского Междуречья. — М., 2008.
11. Жук С.М. Киевская Русь. — М., 2007.
12. История России (IX — XX вв.): Учеб. пособ. / Отв. редактор Я.П. Перехов. — б/г, б/м.
13. Карамзин Н.М. История государства Российского. Т.1. ч.1-4. — Калуга, 1993.
14. Классен Е. Древнейшая история славян. Выпуски 1-3.1854-1861. — СПб.: «Лениградское издательство», 2011.
15. Колпаков С.В., Рогожкин В.А., Пономарёв М.В., Тырин С.В. История Средних веков. Учебник для 6-го класса основной школы. — М., 1999.
16. Красницкий А.И. Варяги (трилогия.) Т.1: В дали веков; Гроза Византии (ч.1,2) 2009.
17. Кузьмин А.Г. Начало Руси. Тайны рождения русского народа. — М.: Вече, 2006.
18. Курбатов В.А. Тайные маршруты славян. — М., 2006.
19. Лесной С. Откуда ты, Русь? Крах норманнской теории. — М., 2007.
20. Пензев К.А. Хан Рюрик: начальная история Руси. — М.: Алгоритм, 2007.
21. Петухов Ю.Д. Норманны — Русы Севера. — М., 2008.
22. Петухов Ю.Д. Русы Евразии. — М.: Вече, 2007.
23. Преображенский А.А., Рыбаков Б.А. История России. — М., 1998.
24. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. — СПб., 1999.
25. Сахаров А.Н. История России. Т.1. (С древнейших времен до конца XVIII в.) — М., 1998.
26. Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. — М., 1989.
27. Ходаковский Н.И. Третий Рим. — М., 2002.
28. Черникова Т.В. История России IX — XVI вв. — М., 2002.
29. Энциклопедия для детей: Т.5, ч.1. (История России и ее ближайших соседей) — М., 1995.
30. Янович В.С. Великая Скифия: история докиевской Руси. — М., 2008.
31. Я познаю мир: История: Энциклопедия. / Авт. — сост. Н.В. Чудакова, А.В. Громов — М., 2004.
32. Народный фильм М.Н. Задорнова «Рюрик. Потерянная быль».