Советский тяжёлый мотоцикл


М-72 — советский тяжёлый мотоцикл. Выпускался крупной серией с 1941 по 1961 год на заводах ММЗ (Москва), ГМЗ (Горький), ИМЗ (Ирбит), "Красный Октябрь" (Ленинград), КМЗ (Киев).

М-72 — советский тяжёлый мотоцикл

В #СССР решение о производстве специального армейского мотоцикла было принято в начале 1940 года. Под руководством Н. П. Сердюкова, который с 1935 по 1940 год проходил стажировку на заводе BMW, на базе московского опытного завода "Искра" было создано специализированное конструкторское бюро по тяжёлому мотоциклостроению. В качестве образца для полного копирования был выбран мотоцикл BMW R 71 (BMW-750), который к тому времени хорошо зарекомендовал себя в Вермахте. Пять мотоциклов были анонимно закуплены в Швеции. С весны 1941 г. производство мотоцикла под маркой М-72 было развернуто на Московском мотоциклетном заводе (ММЗ) По кооперации ЗИС разработал документацию и поставлял двигатели, КИМ (ныне АЗЛК) — коробки передач, ГАЗ — карданный вал и боковую коляску. Московский мотоциклетный завод выпускал мотоциклы до 1951 года.

М-72 — советский тяжёлый мотоцикл

Другой базой производства стал Харьковский завод, двигателями его снабжал Киевский завод медицинских инструментов. В Ленинграде заводу "Красный Октябрь" также было поручено производство М-72. С 25 февраля 1942 года мотоциклы М-72 начали производить в Ирбите, куда было эвакуировано оборудование с ММЗ, КиМ, АТЭ-1, моторный цех ЗиСа. Основное КБ также переехало из Москвы в Ирбит. Его возглавил Александр Минович Фёдоров, среди конструкторов находились И. И. Окунев, Н. А. Кукин, В. В. Бекман, испытатели С. И. Карзинкин и Б. В. Зефиров. Одновременно производство мотоциклов М-72 развернул завод "Красная Этна", называвшийся Горьковским мотоциклетным заводом. Параллельно с ИМЗ, начиная с 1951 года, стал делать мотоциклы М-72 и Киевский мотоциклетный завод (КМЗ). Различий в конструкции (и даже в эмблемах!) у мотоциклов М-72 Московского, Ирбитского, Ленинградского, Киевского или Горьковского производства не существовало. Производился как с коляской, так и в одиночном варианте.

М-72 — советский тяжёлый мотоцикл

С 1955 года мотоциклы М-72 начали продавать населению. Однако все эти гражданские мотоциклы состояли на военном учёте в военкомате и в военное время подлежали реквизиции. За всё время было выпущено более 330 000 мотоциклов M-72.

М-72 — советский тяжёлый мотоцикл

Технические характеристики:
Масса (одиночки/с коляской) 225/350 кг;
Длина — 2 130/2 380 мм;
Ширина — 815/1 590 мм;
Высота — 960/1 000 мм;
База — 1 430 мм;
Клиренс 135 мм;
Высота сиденья — 790 мм;
Мощность двигателя 22 л. с. при 4 600 об/мин;
Рабочий объём 746 см³;
Число тактов 4;
Количество цилиндров 2;
Диаметр цилиндра 78 мм;
Степень сжатия 5,5;
Ход поршня 78 мм;
Тип свечей А-11;
Карбюратор К-37;
Зажигание батарея 3МТ-14;
Напряжение 6 В;
Реле-регулятор РР-1/РР-31;
Генератор, мощность Г-11, 45 Вт;
Трансмиссия карданный вал;
Коробка передач 4-х скоростная;
Передаточные числа 3,60 / 2,28 / 1,7 / 1,3;
Шины 3,75×19;
Давление в шинах 1,5/2,5 атм (передняя/задняя);
Запас топлива 22 л;
Расход топлива 7 л/100 км;
Максимальная скорость 110/95 км/ч.

М-72 — советский тяжёлый мотоцикл


 Как Бессарабия стала частью России
 ГАЗ-24: изящность вне времени
 Кто вернул ёлку в СССР
 Русские своих не бросают?

Войдите, чтобы комментировать