Предлагаю вспомнить о легендарном полуторатонном грузовике ГАЗ-АА.
1. Основой для отечественного массового грузового автомобиля послужил американский Форд-АА образца 1930 года. Лицензия на производство была приобретена в США у компании Генри Форда.
2. До запуска основного производства на будущем Горьковском Автомобильном Заводе американские грузовики поступали в виде машинокомплектов на другие предприятия, где была осуществлена сборка и отладка производства.
3. В первое время, когда в 1932 году НАЗ (позднее ГАЗ) производил "полуторки" с деревянной кабиной, пока не было налажено изготовление кабин из металла.
4. ГАЗ-АА, как и легковой ГАЗ-А имели между собой унификацию по ряду деталей.
5. В первую очередь ГАЗ-АА массово использовались для нужд РККА (армия), затем заказчиком выступало народное хозяйство. Часть машин с завода поступая по месту требования доводились уже местными организациями под свои нужды. Одной из востребованных модификаций была санитарная версия на базе "полуторки".
6. Среди модификаций у ГАЗ-АА были фургон, пожарная машина, грузо-пассажирское такси, бензозаправщик, самосвал и другие. Также существовали бронеавтомобили.
7. Помимо двуосной модели еще производилась и трехосная версия грузовика, она называлась ГАЗ-ААА.
8. ГАЗ-АА стал основой для серийного автобуса ГАЗ-03-30.
9. Самым распространенным цветом у "полуторок" в довоенное время был сине-зеленый. Цвета хаки тогда еще не было.
10. В 1938 году "полуторка" получит новый более мощный двигатель и сменит название на ГАЗ-ММ, хотя по сути это та же самая машина.
11. Именно ГАЗ-АА/ГАЗ-ММ были самой распространенной моделью на Дороге жизни. Ледовая трасса на Ладожском озере не подходила для тяжелых грузовиков, хотя и без них были случаи, когда машины уходили под лед. Именно поэтому шофера ездили с открытыми дверями, чтобы был шанс спастись перед падением машины в полынью.
12. Стандартный стартер машины не отличался хорошим качеством, поэтому зачастую водители заводили машину вручную с помощью специальной рукоятки.
13. "Полуторка" не имела передних поворотников, а сзади был только один габаритный огонек у левого угла машины под бортом.
14. Тепло в салон поступало через специальную заглушку от двигателя. летом, для лучшей вентиляции лобовое окно могло выдвигаться чуть вперед под наклоном.
15. В послевоенное время "полуторка" производилась не только на ГАЗе, также было развернуто производство на Ульяновском Автомобильном Заводе. Последние машины там изготовили в начале 50-х годов.
16. По данным на 20 июня 1941 года в СССР эксплуатировалось свыше 150 тысяч полуторатонных грузовиков. С началом войны большинство машин были мобилизованы на фронт.
17. Послевоенная модификация "полуторки" внешне отличалась угловатыми крыльями, фарами меньшего размера и брезентовой крышей.