Идя на фильм "28 панфиловцев", я, честно говоря, волновался. Даже немного беспокоился. Я знал, что фильм этот — самое настоящее "народное творчество" (всем миром начали сбор средств!) и обмануть ожидания народа — есть самый нечестный поступок. Я читал рецензии и знал, что фильм "не голливудский", что радовало и вселяло надежду — не будет постельных сцен, комиссаров-живодеров, "одной винтовки на троих" и прочих "прелестей" западного кино (и прозападного отечественного!) о нашей Победе.
Беспокойство и волнение как раз и вызывал тот факт, что новый, столь ожидаемый фильм о подвиге панфиловцев не сможет избавиться от всех "родимых пятен" Голливуда. Просто потому, что это такой стандарт. Что без этого "совсем" нельзя. Ведь идут же по нашим каналам куча программ, которые являются лицензированными кальками с программ западных. И таких программ большинство, а телепроектов с отечественными корнями куда меньше. Беспокойство прошло очень быстро. Вместо него пришло… удовольствие от просмотра. Какие там постельные сцены – в кинофильме вообще нет ни одной женщины. Никто не флиртует, не вспоминает любимую. Все готовятся немцев останавливать. Нет никаких лирических ниточек, и отсутствие всего этого придуманного "сюжета" для меня стало главным украшением фильма. Потому и героев главных нет, как нет и второстепенных. Всего этого нет потому, что в центре картины — НАРОД. Потому, что все — герои. В прямом смысле этого слова. Все готовы умереть и не готовы бежать. И сдаваться никто не собирается. В сцене, когда нет больше патронов, наши солдаты готовятся к рукопашной схватке "тем, что под рукой". И это правда. Тогда немцы знали, что значит рукопашный бой с русскими. Боялись его как огня.
О чём же фильм? Он о подвиге. Подвиге, который никто не собирается совершать. Потому, что каждый из солдат и офицеров делает свою работу. Спокойно, но со смыслом. Готов заменить убитого товарища, если он погиб. Такой вот парадокс – не собирались совершать подвиг, а совершили. Не пропустили немцев. И вот эта страшная "обыденность" войны и есть главное, что показано в картине. Без крови и оторванных конечностей, без излишней жути. Солдаты делают свою работу, и поскольку отдать свою жизнь — тоже часть этой работы, отдают и её. Им тоже страшно. Нормальному человеку страшно, когда артиллерия "обрабатывает" окопы. Страшно, когда ползет танк. Но ведь его надо остановить, а значит, и страху нет места... Мне кажется, что фильм "28 панфиловцев" открыл новую эру в нашем кинематографе. Может даже и в мировом. Правда о войне, репортажная правда с поля битвы. Когда зрителя никто не пугает излишней кровавостью, уважает врага, но показывает весь ужас войны. Кстати о враге. Немецкая пехота в атаку идёт в основном с винтовками. Автомат – редкость. У нашей пехоты тоже винтовки, несколько автоматов. В этом паритет. С тяжелым вооружением – тут у немцев перевес. Что касается лучшей сцены фильма: это сцена с пулемётчиком. Кто смотрел, тот поймёт. А кто ещё только собирается идти – тому пока и понимать не надо.
…Выходя из кинотеатра, поймал себя на мысли, что сейчас на Донбассе… Мы тут фильм про войну смотрим, а там она и есть — война. Окопы, работа артиллерии, смерть товарищей. Вот это понимание — и есть самое страшное. Война опять пришла. Только на этот раз в окопах с той стороны сидят вовсе не немцы. Зато "немцы" засели у нас в кинокритиках, в "историках" — во всех тех, кто хочет отнять у нас подвиг панфиловцев. Смешать его с грязью, подвергнуть сомнению. Повязать нас в бессмысленных "дискуссиях" на тему, на которую никаких дискуссий быть не должно. Был подвиг. Он свят. Как пример будущим поколениям. Как суть русского духа, где своя жизнь менее ценна, чем судьба всего народа. Где русский – это не только русский.
"Я казах", — говорит один из героев фильма.
"А казах, что не русский?", — отвечает его напарник, — "За Россию воюем – значит, все русские. За Казахстан воевать будем – покажем, кто такие казахи!".
Лучше и не скажешь.
Фильм сильный! Ходил с сыновьями в день премьеры. Через неделю они снова предложили сходить на "Панфиловцев". Детям - 13 и 10.
Давно у нас таких картин не снимали.