Вторжение на Сицилию


Сицилийская операция или Операция «Хаски» - одна из главных военных операций Второй мировой войны, во время которой войска союзников выбили войска стран Оси (Италии и Германии) из Сицилии и захватили остров. Высадка явилась широкомасштабной военно-десантной операцией, за которой последовали шесть недель сражений на суше. Считается началом Итальянской кампании союзников.

Вторжение на Сицилию

На конференции в Касабланке, состоявшейся в январе 1943 г., было принято решение о вторжении на Сицилию после захвата Туниса. Генерал Эйзенхауэр утверждал, что нападение на Сицилию следует предпринять только в том случае, если мы считаем своей главной целью очищение средиземноморского пути.Если же наша основная цель состоит в том, чтобы вторгнуться в Италию и нанести ей поражение, тогда, по его мнению, нашими первоначальными объектами должны были стать Сардиния и Корсика, «поскольку эти острова находятся на фланге длинного итальянского «сапога», и наши операции заставили бы противника гораздо больше распылить свои силы в Италии, чем просто оккупация Сицилии». Но Черчилль не мог согласиться с этим мнением, так как здесь играли роль и политические и экономические факторы, такие, например, как освобождение Средиземноморья от опасности нападения на английские конвои кораблей итальянского ВМФ. Хотя захват Сицилии затмили последующие события в Нормандии, не следует недооценивать её значения и трудностей, с которыми она была сопряжена. Ведь те, кто планировал операцию Оверлорд исходили из опыта операции Хаски. Во вторжении участвовало 3 тысячи кораблей и десантных судов, доставивших к берегам Сицилии 160 тысяч солдат, 14 тысяч автомашин, 600 танков и 1800 орудий.

Чтобы ввести в заблуждение противника и, насколько возможно, оттянуть его силы в другом направлении, союзники провели несколько отвлекающих операций. Самая удачная и известная из них - операция «Минсмит» (англ. «начинка для пирога», «мясной фарш»): труп, одетый в форму английского офицера, был выброшен у побережья Испании. При трупе имелся портфель с секретными документами. Из этих документов следовало, что союзники будут высаживаться не на Сицилии, а в Греции. Немецкая разведка поверила этим документам и оборонительные усилия были сосредоточены на Греции. Однако, большое количество итальянских и немецких войск всё ещё оставалось на острове на момент высадки. Усиленные же бомбардировки Сицилии с воздуха начались 3 июля. Бомбардировке подверглись аэродромы как на Сицилии, так и на Сардинии. Истребители противника перешли к обороне, а его бомбардировщики дальнего действия были вынуждены базироваться на территории собственно Италии. Передвижения союзников на море и военные приготовления в Египте наводили противника на мысль об экспедиции в Грецию. Начало операции было назначено на 10 июля. Утром 9 июля огромные армады кораблей союзников с востока и запада соединились к югу от Мальты, и наступило время всем двинуться к побережью Сицилии.

Морской десант был удачным. Американские рейнджеры, численность которых в это время возросла до трех батальонов, высадились в Джела и Лицата на южном побережье Сицилии за несколько часов до атаки главных сил. Рейнджеры без лишнего шума овладели итальянской береговой артиллерией, представлявшей смертельную опасность для союзной армады. На восточном побережье острова два батальона королевской морской пехоты высадились на левом фланге пляжа - главной цели канадского десанта, состоявшего из дивизии пехоты. Коммандос уничтожили много пулеметных гнезд. Тем временем третий батальон коммандос обезвредил южнее батарею врага в районе Авола. Однако наиболее впечатляющего успеха добился этой ночью "спешиэл рейдинг сквадрон" под коммандой Пэрди Мэйна, высадившийся в районе мыса Мурро Ди Порко. Это соединение САС численностью 250 человек разгромило крупную часть, захватило в плен 700 солдат и большое количество военного снаряжения: 14 тяжелых береговых орудий, десятки пулеметов и минометов. В ночном бою коммандос САС потеряли только трех человек.

Однако воздушный десант не был столь удачным. Операция "Хаски" стала первой, в которой целая дивизия англо-американских сил должна была достичь зоны боевых действий на парашютах и планерах. Однако плохая погода и недостаток опыта привели к катастрофе. На первом этапе 1-я английская воздушная бригада должна была высадиться в Поите Гранде, к югу от Сиракуз при помощи 144 планеров. Но порывистый ветер затруднил навигацию. Планеры были выпущены преждевременно и 78 из них упали в Средиземное море. Утонули 252 парашютиста. Большинство тех планеров, которым удалось достичь острова, разбились во время приземления на скалистых склонах. Из 288 пилотов планеров 101 погиб или был тяжело ранен. Только 12 приземлились согласно плану. Всего бригада потеряла 500 человек, большинство в результате несчастных случаев.

Тем временем эскадра транспортных самолетов С-47, перевозившая 505-й полк под командованием Джеймса А. Гевина в районы Джела и Лицата попала под интенсивный огонь зенитной артиллерии. Неопытных пилотов, которые раньше не принимали участия в подобных акциях, охватила паника. Они забыли о миссии своих пассажиров, и вскоре весь порядок операции нарушился. Солдат Гевина сбросили на площади свыше 1 500 кв. км. Некоторые из них достигли даже Сиракуз в английском секторе, в 150 км от запланированного места приземления. Командующий 82-й воздушно-десантной дивизией генерал - майор Риджуэй понял, что не может рассчитывать на поддержку 505-го полка. Положение его солдат было таким, что "пользы от них, как от десанта на Луну".

Риджуэй немедленно отдал приказ транспортировать в Сицилию резервный 504-й полк. К несчастью, когда самолеты С-47, везущие парашютистов, оказались над флотом вторжения союзников, английские военные корабли, ошибочно принявшие американцев за итальянские торпедоносцы, открыли заградительный огонь. В результате 12 самолетов С-47 упали в море, а 37 (многие из них с сильными повреждениями) бросили выполнять боевую задачу и вернулись в Северную Африку. Союзники убили 318 солдат 504 полка. Но вторая попытка доставить на Сицилию парашютные войска, предпринятая на этот раз англичанами, также закончилась трагически. 13 июля 115 английских транспортных самолетов попытались доставить на остров 1-ю парашютную бригаду. Корабли союзников вновь открыли огонь, в результате чего были сбиты или сильно повреждены 58 самолетов. Дело закончили немецкие и итальянские зенитные батареи. Из 1 900 солдат только 250 приземлились вблизи цели - моста Примасоле на главной дороге от Сиракуз до Месины.

Эти 250 парашютистов дрались с удвоенной энергией. Солдаты 1-го и 3-го батальона парашютистов, пережившие кошмарный полет и приземление под сильнейшим обстрелом, отряхнулись от аэродромной пыли и бросились в атаку. Они сломили сопротивление немцев, обороняющих мост и уничтожили заложенные на нем мины. Они удерживали мост весь следующий день, несмотря на яростные контратаки двух батальонов немецких парашютистов. Только отсутствие боеприпасов и потери, сократившие их силы до численности взвода, вынудили англичан отступить. Планы же сражения непосредственно после высадки не были выработаны: командующий группой армий Харольд Александер не составил плана. Из-за этого армиям пришлось вести свои собственные кампании, почти без взаимодействия. Заранее был установлен разве что требуемый разрыв между армиями. В первые два дня войска продвигались стремительно, были захвачены Виццини на западе и Аугуста на востоке. Но вскоре сопротивление противника в британском секторе стало возрастать. Генерал Монтгомери убедил Александера изменить дистанцию между союзными армиями, чтобы англичане смогли обойти очаги сопротивления и сыграть решающую роль в захвате Мессины, в то время как американские войска будут прикрывать британский фланг. Историк Карло Д'эсте назвал этот шаг самой грубой стратегической ошибкой во всей кампании. В результате, 45-я пехотной дивизии США пришлось вернуться назад, к побережью возле Джела, а потом направиться на северо-запад. Таким образом, XIV немецкому танковому корпусу удалось ретироваться и избежать окружения. Это решение послужило основной причиной серьёзных конфликтов между Монтгомери и командиром 2-го американского корпуса, Омаром Брэдли. Паттон, однако, это решение не оспаривал.

После недели боёв, Паттон стал искать более серьёзную цель для своей армии. Он решил взять столицу Сицилии, Палермо. После высылки в район Агридженто разведывательного отряда, успешно захватившего этот город, Паттон сформировал временный корпус и уговорил Александера позволить ему продолжать наступление. Вскоре Александер передумал и отменил свой приказ, однако Паттон пороигнорировал приказ, заявив, что «распоряжение об отмене приказа было искажено при передаче по радиосвязи». Поэтому, к моменту, когда положение с «недопониманием» прояснилось, войска Паттона уже стояли у ворот Палермо. Несмотря на то, что захват города не был важен тактически, быстрое продвижение американцев продемонстрировало мобильность американской армии.

Падение Палермо показало итальянцам и немцам, что Сицилия для них потеряна. Войска стран «Оси» отступили в Мессину, чтобы эвакуироваться в континентальную Италию. Однако, это не убедило итальянцев в том, что они проиграли. Многие командиры союзных войск были шокированы этим фактом, так как думали, что потеря Сицилии и колоний вынудит Италию выйти из войны. После захвата Палермо Паттоном и в связи с тем, что английские войска завязли в боях южнее Мессины, Александер отдал приказ о совместном англо-американском наступлении на город. Однако, 24 июля Монтгомери предложил Паттону, чтобы он брал город силами 7-й американской армии, так как она находится в стратегически более выгодном положении, чем английские войска под Мессиной. Тем временем, войска «Оси» приготовили сильную линию обороны вокруг Мессины, так называемую «линию Этны», целью которой было обеспечение организованного отступления итальянских и немецких войск на материковую Италию.

Паттон начал наступление на Троину, но, поскольку она являлась важным опорным пунктом в немецко-итальянской обороне, войска противника удерживали её с достаточным упорством. Несмотря на удачные военные действия союзников, немцам и итальянцам удалось удержать костяк своих войск от захвата и приводить в действие все планы по организованной эвакуации с острова. После того как эвакуировались все войска, не занятые в обороне Троины, остатки итало-немецких войск под покровом ночи также начали переправляться в материковую Италию. Союзники не следили за перемещениями противника, поэтому эвакуация прошла успешно. Части 3-й пехотной дивизии США вступили в Мессину всего лишь через несколько часов после того, как её покинул последний вражеский солдат. Таким образом, части генерала Паттона закончили свой бросок на Мессину.

Потери немцев и итальянцев составили 29 000 человек убитыми, 140 000 (в основном итальянцы) были захвачены в плен. Американские войска потеряли 2237 человек убитыми, 6544 было ранено или захвачено в плен; 2721 британский солдат погиб, ранено или попало в плен 10122 солдат; потери канадских войск составили 562 погибших и 1848 раненых или пленённых. Для многих американских войск и для всего канадского контингента это было первое сражение.


 Как на Западе «нет пропаганды»
 ‍78 дней
 Джон Неудобный
 История полигона

Войдите, чтобы комментировать