Как вели себя на Руси


Почему нельзя браться за руки в хороводе? Что означает поцелуй в плечо? Кому кланяться до земли, а кому в пояс? Делимся секретами правил поведения наших предков.

Как вели себя на Руси

Рукопожатие

Рукопожатие, которым мы обмениваемся повсеместно при встрече, прощании, знакомстве, – прежде всего соприкосновение, взаимодействие. Считалось, что прикосновением можно вылечить или, наоборот, передать болезнь, навести порчу, или вызвать сексуальное влечение. Так, в XVI веке на Руси не разрешалось браться за руки в хороводах, поскольку это рассматривалось как "средство к сладострастию". Будучи жестом неоднозначным и многоплановым, рукопожатие представляло собой и ритуальное заключение договора, "рукобитье", узаконивавшее совершенную сделку.

В севернорусском пастушестве существовал обряд договора пастуха с лешим. Пастух отправлялся весной в лес оговаривать с лешим количество коров или овец, отдаваемых лешему, что гарантировало отличную пастьбу. Пастух бился по рукам с лешим, для чего одевал шерстяные рукавицы, а на правую руку одевал еще и особую большую соломенную руку, которая служила оберегом от нечисти. Все виды ритуального рукопожатия, то же "рукобитье" в свадебном обряде, совершались покрытой рукой, чтобы обезопасить себя от порчи, а в этикетном рукопожатии рука должна быть голой в знак оказываемого доверия.

Поцелуй

Поцелуй - если мы говорим о ритуальном, а не любовном поцелуе - пожелание здоровья, полноты. Сама этимология корня– "цел"- связывает его с идеей цельности, благополучия, потому неудивительно, что это один из наиболее ярких способов выражения приязни гостю на Руси.

В XVII в. поцелуйный обряд, вызывавший немалое удивление у иностранцев, представлял собой сложное действо, включавшее взаимный обмен поклонами, питье вина и целование в уста жены хозяина дома всеми гостями. Поцелуй совершался как при встрече, так и при прощании людей друг с другом. Если поцелуй при расставании скреплял взаимное прощение грехов, то приветственный поцелуй сближался с поцелуем почитания когда один из партнеров наделялся сакральным статусом или высокой степенью престижности.

В России у тех, кто пользовался особым уважением, целовали руку или даже ногу. Более низкий в социальном плане человек мог поцеловать в плечо более значимого, а тот в свою очередь ответить поцелуем в голову. В дипломатическом церемониале важную роль играло целование государевой руки. Такая возможность рассматривалась как честь, причем послы нехристианских государей, турки и татары, были ее лишены. Милость, жалованная послам, объявлялась речью, а руку государя во время целования поддерживал один из бояр.

Поклон

Поклоном, сопровождавшимся наклонением головы, обменивались на Руси, приветствуя друг друга, а так же выражая благодарность. В крестьянской среде "большим обычаем" (т. е. поклоном до земли) могли приветствовать духовное лицо и богатого односельчанина, а "малым обычаем" (поклоном в пояс) обменивались ровни: так кланялись при входе в чужую избу, жена кланялась мужу, женщины — мужчинам, причем последние могли и не отвечать. Склоняя голову в поклоне, человек как бы "выносил" ее вовне, "предлагал" ее (а следовательно, и себя, свою жизнь) другому, делал себя "ниже" собеседника и тем самым подчеркивал его высокий статус.

Головной убор

Головной убор наделялся не только и не столько практическими, сколько символическими функциями. Отсутствие шапки у взрослого мужчины считалось признаком неполноценности, ущербности, чужести, так как после женитьбы мужчинам не полагалось появляться на людях без шапки, равно как и женщине после замужества. Если мужчина в ряде повседневных ситуаций, таких, как встреча с более высоким лицом, нахождение в церкви, обращение к иконе с молитвой, должен был обнажать голову, женщине это делать воспрещалось. В свадебном обряде жених выкупал красоту-косу невесты, после чего она переходила в его власть, поэтому показаться на глаза постороннему мужчине с непокрытой головой было равносильно измене, а сорвать платок с головы женщины рассматривалось как тягчайшее оскорбление.

"Считаться местами"

В обществе, обусловленном иерархией, статус каждого человека определяется его отношением к выше стоящему. Отсюда институт местничества, который был широко распространен за царским столом и в государевой службе. Чем более знатным считал себя тот или иной придворный, тем ближе к царю он садился и соответственно претендовал на более высокую должность, почести и т.п.

Обычай "считаться местами" существовал не только при дворе, но и в других слоях общества. Распространен он был и в крестьянской среде, именно крестьянский быт с его раз и навсегда определенной системой рассаживания за столом послужил если не питательной почвой, то фоном для местничества. Местничество — характерный пример того, как этикетное по своим истокам явление преобразуется в социальный институт.

Сидеть-стоять

"В ногах правды нет". Отчего же? Положение стоя ассоциировалось с неустойчивостью, зыбкостью и неопределенностью статуса человека. Лицу низкого социального происхождения должно стоять, а привилегированному – сидеть. Cтатика и неподвижность, присущие царскому поведению обеспечивали устойчивость, незыблемость царской власти и самого государства. Сидение связывалось с такими понятиями как счастье, доля, удача. Поэтому так старались первым делом усадить гостя, не торопились вставать из-за стола, соблюдали обычай посидеть "на дорожку" прежде чем отправляться в долгий путь.


 ЛЕНИН О ВОЙНЕ
 100 из 107 лет на службе!
 Немного про футбол
 История ГАЗ-3102

Войдите, чтобы комментировать