Остров Сицилия - крупнейшая перевалочная база наркотиков на пути к "черному рынку" США и Западной Европы. И соответственно мощный бастион итальянской и международной "героиновой мафии". Как производитель чистого героина и его транзитная база Сицилия поставляет на мировой рынок почти третью часть героина. Об этом в стране знает любой взрослый человек и даже дети, ведь в Италии давно выпущена в продажу игра для детей под названием "Мафия" (ею увлекаются и многие взрослые). Выглядит она таким образом: на небольшой панели, имеющей очертания острова Сицилия, расставляются фигурки мафиози и их боссов, полицейских, карабинеров, префекта города, агентов спецслужб. Игра имеет множество вариантов. Вот лишь три из них. В одном случае выигрывает тот, кто, оперируя фигурками мафиози, сумеет убить префекта города и ускользнуть от преследования полиции. В другом варианте выигрывает тот, кто сумеет подкупить префекта и вместе с ним развернуть продажу наркотиков. В третьем варианте выигрыш заключается в том, чтобы убить попавших в тюрьму и "расколовшихся" там агентов по подпольной продаже наркотиков, причем их "ликвидация" должна быть осуществлена при помощи подкупленной тюремной администрации.
Эта игра довольно точно отражает многочисленные трагические события в Италии, давно будоражащие общественность всей страны. Начну с рассказа об одном из них. Еще в мае 1982 года префектом Палермо — административного центра Сицилии — был назначен генерал корпуса карабинеров Карло Альберто Далла Кьеза. В Италии его уважительно называли "железным генералом", он стал легендарным с тех пор, как сумел организовать разгром самых крупных, самых дерзких, глубоко законспирированных групп левоэкстремистских террористов, носивших название "красные бригады". Их жесточайшие террористические акты создавали в стране атмосферу страха. Самое зловещее преступление "красных бригад" — похищение и убийство в 1978 году премьер-министра страны Альдо Моро, наиболее трезвомыслившего политика в руководстве Христианско-демократической партии (ХДП), пытавшегося создать коалиционное правительство.
И вот генерала Кьеза направили в Сицилию на труднейшее и опаснейшее дело: борьбу против гораздо более мощной организации, чем "красные бригады", — сицилийской мафии. Она особенно опасна еще и потому, что связана давними прочнейшими узами с американской мафией, получает из-за океана оружие и широко сотрудничает с американским гангстерским миром в международной торговле наркотиками. По сведениям компетентных итальянских органов, ежегодные транзитные поставки наркотиков в США через Сицилию определяются во многие десятки миллиардов долларов. Кроме того, в самой Сицилии действуют многочисленные подпольные лаборатории, вырабатывающие из привозного сырья чистый героин. Надо было иметь потрясающее мужество и незаурядную силу воли, чтобы вступить в поединок с могущественной сицилийской мафией. Но генералу Далла Кьеза не зря присвоили звание "железного": он принял назначение, отлично сознавая, что смерть будет ходить за ним по пятам. Его задача невероятно осложнялась и тем, что "ндрангета" (так именуют сицилийскую мафию) имеет прочные связи с подкупленными ею влиятельными политическими и государственными деятелями, с хозяевами крупных банков и промышленных монополий Италии. Поэтому генерал Кьеза, наряду с преследованием мафии силами полиции и карабинеров, стал "копать" очень глубоко, стремясь нащупать и ухватить прочные и длинные связи сицилийской мафии с верхами государственно-политического аппарата и финансово-промышленным капиталом. Начал он раскручивать этот громадный преступный клубок с сицилийской территории.
Итальянская газета "Репубблика" так оценивала в одной из статей положение в Сицилии: "Настоящими правителями острова являются кланы мафии. Чтобы прорвать их фронт, необходимо ввести наконец контроль над банками, куда главари мафии вкладывают миллиардные суммы, заработанные на контрабанде наркотиков, и часть которых они используют для смены деятелей или государственных чиновников высокого ранга, неугодных им или же прочно связанных с мафией, но явно скомпрометированных этими связями". Другая газета, "Паэзе сера" отмечала, что в административных органах нет никакого намека на стремление бороться против мафии — этой "раковой опухоли" Сицилии, потому что эти органы заполнены ставленниками мафии и коррумпированными деятелями.
Генерал Далла Кьеза начал свою борьбу с мафией на самом главном направлении: он решил вскрыть подпольные источники создания и накопления крупных капиталов в Сицилии, выявить нелегальные вклады крупных сумм в различные отрасли экономики. За короткий срок, с мая по сентябрь 1982 года, ему удалось сделать многое. 2 сентября он созвал в Палермо широкое совещание, в котором приняли участие министр финансов итальянского правительства и крупные чины итальянской полиции. На этом совещании генерал представил документальные материалы по двум тысячам (!) итальянских фирм, капиталы которых в большей части принадлежали мафии и сколачивались из доходов, полученных от подпольной торговли наркотиками! Тем самым Далла Кьеза вступил в борьбу и с уголовным миром, и с большим бизнесом, связанным с нелегальной торговлей наркотиками. Генералу Кьеза удалось установить не только связи политических деятелей Сицилии и других областей Италии с наркомафией, но вскрыть поистине невероятные тайны, в частности отчисления итальянской мафией "заработанных" на подпольной торговле наркотиками крупных сумм в Соединенные Штаты Америки на финансирование... предвыборных кампаний некоторых президентов США! Больше того, в поле зрения генерала Кьеза попали три сицилийские строительные фирмы, принадлежавшие "героиновой мафии" и получившие — втайне от общественности Италии — правительственный заказ на строительство ракетно-ядерных баз США в районе городка Комизо. Стоимость подряда исчислялась многими миллиардами лир. Дотоле в Италии никогда не слыхивали, чтобы государственное строительство, создание иностранных ракетно-ядерных баз, велось с помощью фирм, существовавших на деньги, добытые преступной контрабандой "белой смерти".
Разумеется, итальянская мафия (наркомафия в первую очередь) объявила генерала Кьеза врагом номер один. Утром 3 сентября 1982 года, на следующий день после упомянутого совещания, созванного генералом Кьеза в Палермо для выработки конкретного плана наступления на мафию, в его квартире раздался телефонный звонок. Сняв трубку, Карло Альберто Далла Кьеза услыхал следующее: "С вами говорят члены "Треугольника смерти". Операция, названная нами в вашу честь "Карло Альберто", завершается, она почти закончена". Утром 4 сентября последовал анонимный звонок в редакцию одной из местных газет: "Сообщаем, что операция под названием Карло Альберто закончена". И она действительно была закончена: вечером 3 сентября генерал Кьеза возвращался домой (он каждый день менял маршрут, о чем знал очень узкий круг сотрудников — единственная мера предосторожности, использовавшаяся мужественным генералом, отказавшимся от бронированной машины). По дороге его перехватили три автомашины, из которых раздались автоматные очереди... Далла Кьеза и его жена стали очередными жертвами мафии.
Главари мафии уповали на свое могущество: ведь до тех пор все крупные преступления мафии оставались нераскрытыми, в частности убийства политических деятелей и государственных чинов, особенно тех, кто стремился активно бороться против наркомафии. Но незадолго до трагедии генерала Кьеза, 21 июля 1979 года, на улице города Палермо среди бела дня был убит заместитель начальника управления городской полиции, шеф оперативной спецгруппы Борис Джулиано, сумевший напасть на след ряда крупных банд мафиози, занимавшихся транспортировкой наркотиков через Сицилию в США. Б. Джулиано оказался особенно опасным для преступного мира, так как пытался нащупать связи многочисленных частных банков с "героиновой мафией", которая через них переправляла громадные деньги, заработанные на наркобизнесе, в крупные банки США. Более того, он установил каналы, по которым американская "Коза Ностра" передавала итальянским мафиози огромные средства — плату за получаемые из Сицилии героин и другие наркотики.
За несколько месяцев до убийства Б. Джулиано мафиози застрелили известного финансового эксперта Джорджи Амброзоли, оказавшего помощь в раскрытии гигантской финансовой аферы сицилийско-американского банкира Мишеле Синдоны, тесно связанного с героиновым бизнесом сицилийской и американской мафии. А 25 сентября 1979 года на улице Палермо был расстрелян из автоматов председатель городского апелляционного суда Чезаре Терранова, принадлежавший к числу немногих юристов, известных своей неподкупностью. Он представлял большую опасность для "героиновой мафии", ибо открыто объявил ей беспощадную борьбу. Кроме того, будучи членом итальянского парламента и обладая серьезным политическим влиянием, он работал в специальной комиссии по борьбе с мафией. В своей деятельности Чезаре Терранова столкнулся с мощным противодействием членов парламента от Христианско-демократической партии (ХДП), которые всячески препятствовали раскрытию преступлений "героиновой мафии". Та же трагическая судьба постигла Эммануэле Базиле, ставшего после убитого Бориса Джулиано заместителем начальника палермской полиции и продолжившего преследование наркобандитов...
Весной 1980 года разыгралась невидимая схватка с наркомафией главного прокурора Палермо Гаэтано Коста, который, как и Б. Джулиано, сумел раскрыть еще одну крупную банду мафиози, переправлявшую большие партии героина за океан, в США. Подписывая 8 мая приказ об аресте 37 членов банды, Г. Коста не предполагал, что тем самым, как писала впоследствии газета "Коррьере делла сера", он вынес себе смертный приговор. Во второй половине воскресного дня 6 августа на оживленнейшей улице Палермо виа Кавур Г. Коста подошел к газетному киоску. В тот же момент рядом затормозила легковая автомашина, из нее выпрыгнул молодой человек, подбежал к прокурору и в упор несколько раз выстрелил в него из пистолета. На глазах у многочисленных прохожих нагнулся к упавшему и еще раз выстрелил, уже ему в голову. Затем убийца сел в поджидавшую его машину и через несколько мгновений исчез из виду.
Сицилийская "ндрангета" и "семейства" мафии в Риме, Турине, Генуе, Милане с ликованием отметили убийство генерала Далла Кьеза. Привыкшие легко подкупать или запугивать высоких официальных лиц главари итальянской мафии встретили в лице "железного префекта" Палермо бесстрашного, умного и неподкупного противника. Но успешную операцию - убийство генерала Кьеза — отметила не только "героиновая мафия", но и значительная часть функционеров крупнейшей партии Италии - Христианско-демократической (ХДП), которые испугались активных действий генерала по разоблачению их давних и прочных связей с "героиновой мафией", ведь на Сицилии, которая считается главной цитаделью "героиновой мафии" и мощной базой всеитальянского уголовного мира, ХДП всегда имела надежные позиции: только в Палермо, например, она получала обычно более 45 процентов голосов избирателей.
Страна, разумеется, по-другому реагировала на убийство Далла Кьеза. Оно всколыхнуло общество, правящие круги Италии, а также силовые структуры: началась государственная "охота" за главарями наркомафии в Сицилии и других частях Италии. Так, в 1986 году был арестован босс сицилийской наркомафии Верненчо Пьетро — организатор 14 убийств противников наркомафии, и прежде всего генерала Карло Альберто Далла Кьеза. А в 1987 году был арестован босс сицилийской наркомафии Амеруччо. Уже в 1992 году попал в тюремную камеру Альфиери Кармино — глава "каморры". В 2000-м же году были арестованы наркобоссы Пьетро Джузеппе и Провенцано Бернардо. Греко Микелли (кличка Папа), крестный отец сицилийской наркомафии, приговорен за свои чудовищные преступления к пожизненному заключению. К большому сроку приговорен и Луккезе Джузеппе, один из самых жестоких главарей и убийц, который непосредственно участвовал в физической ликвидации генерала Карло Альберто Далла Кьеза. Арестован после 9 лет розысков.
А совсем недавно, в последние месяцы текущего года, ХДП, которая длительное время была главнейшей "резидентурой" "героиновой мафии" в правительственных структурах и парламенте Италии, распалась на три самостоятельные группировки: Христианско-демократический центр, Объединение христианских демократов и Итальянская народная партия. Причиной распада, как пишут в итальянской прессе, стала внутренняя драка в ХДП при дележке крупных финансовых поощрений от "героиновой мафии". Но распад ХДП отнюдь не означает, что с наркомафией покончено, что она потеряла свою "пятую колонну" в правительственных и законодательных структурах Италии: свято место пусто не бывает. Нынешний палермский следователь по делам наркомафии Джованни Фальконе утверждает: "Весь предпринимательский мир Сицилии заражен связями с мафией. Спрут проник своими щупальцами во все жизненно важные сочленения экономики и политики и сделался лобби, группой давления, которая напрямую вторгается в сферы власти..."
Ещё более определенно и тревожно заявил министр юстиции Италии Ф. Мартинолли: "Наркомафия, зарабатывающая громадные барыши на торговле наркотиками, широко прорвалась в политическую систему и в органы государственной власти страны". Пожалуй, впервые на столь высоком официальном уровне прозвучало признание бессилия правительства в противостоянии "героиновой мафии". Потому что итальянские бандиты, особенно её "ударный отрядё - наркомафия, представляют собой наиболее мощную колонну организованной преступности в Западной Европе. Огромный подпольный бизнес на наркотиках создал прочную и широкую основу эффективного сотрудничества сицилийской наркомафии с американской "Козой Нострой", причём связей таких мощных и разносторонних, какими не может похвастать уголовный мир какой-либо другой европейской страны. Именно через Сицилию в США непрерывным, незримым для непосвященных потоком идет героин, а из США в Италию — оружие для наркомафии. Итальянская газета "Маттино" свидетельствует: "Подпольная торговля оружием находится в руках всемогущей мафии. Маршруты оружия — те же самые, по которым направляются горы наркотиков. Обороты по тому и другому товару составляют десятки миллиардов долларов. Так что впереди нелёгкая и, похоже, вечная борьба против большого наркобизнеса...