Рита Хейворт (англ. Rita Hayworth, имя при рождении — Маргарита Кармен Кансино (англ. Margarita Carmen Cansino), 17 октября 1918 — 14 мая 1987) — американская киноактриса и танцовщица, одна из наиболее знаменитых звёзд Голливуда 1940-х годов. Родилась в Бруклине, Нью-Йорк, в семье профессиональных танцоров Эдуардо Кансино-старшего и Вольги Хейворт.
Говорят, отец привёл Риту в танцкласс в 1921 году трёхлетней крошкой, и эта школа составила всё её образование. Рита оказалась настолько способной ученицей, что в 1926 году попала на съёмочную площадку фильма "Фиеста". Девочке предстояло ещё десять лет отплясывать хабанеру и другие танцы вместе с родителями, прежде чем состоялся её официальный дебют в кино. Тем временем отец перевёз семью в Голливуд и открыл школу танцев. На первых порах семейный бизнес процветал, однако началась великая депрессия. Школу пришлось закрыть, а отцу — выступать дуэтом с дочерью. В жизни она была застенчива, зато в танце преображалась совершенно. В ту пору импресарио всячески стремились подчеркнуть её "латинские" черты — заставляли вычернить каштановые от природы волосы и уложить их в тугой пучок. Рита настолько вошла в этот образ, что многие были убеждены в её мексиканском происхождении и удивлялись отсутствию акцента в её речи. Рите едва исполнилось 17, когда её заметил представитель компании "Фокс", и помог ей получить контракт. Указанная в титрах как Рита Кансино, она в трёх картинах сыграла бессловестных экзотических танцовщиц, а в четвертой — впервые заговорила. Прогресс был налицо, но тут на студии сменилось всё — руководство, методы работы и даже название. Глава новоиспечённой кинокомпании "ХХ век Фокс" Дэррил Занук терпеть не мог бездельников и неудачников. Просмотрев только что смонтированный фильм "Письмо Гарсиа" (1936), в котором главную роль играла Барбара Стэнвик, он потребовал вырезать все сцены с Кансино и тут же выгнал Риту с приговором "безнадёжна".
Год спустя Рита вышла замуж за Эдварда Чарлза Джадсона, весьма необычного субъекта, имевшего репутацию голливудского Монте-Кристо. Его знали все, но никто не знал, откуда у него деньги. Именно он предложил ей назваться Хейворт и брать уроки сценической речи. Именно он заставил её перекрасить волосы в рыжий цвет, высветленный на лбу и становящийся более тёмным на затылке. Но главное — именно Эд настоял на решительной метаморфозе, которой должно было подвергнуться лицо Риты Кансино, чтобы полностью оправдать новые имя и образ. На это ушло больше года. Так родилась златокудрая Рита Хейворт.
Сделанные на скорую руку малобюджетные фильмы, в которых Рита поначалу снималась, не тронули ни зрителей, ни критиков, но превратили её в профессиональную актрису. Президент "Коламбия пикчерз" Гарри Кон поверил в Хейворт и посоветовал режиссёру Говарду Хоксу взять её на роль "другой женщины" в картине "Только у ангелов есть крылья" (1939). А уже в 1941 году на киностудии "ХХ век Фокс" решили переснять в цвете полюбившуюся зрителям картину "Кровь и песок". Образ доньи Соль стал одним из лучших в послужном списке актрисы. Когда же Вторая Мировая война закончилась, американцам потребовались символы мирной жизни. Бомбу, взорвавшую тогда общественное мнение, испытывали не на полигонах Невады, а в лучших кинотеатрах страны. Называлась она "Гильда". Это была новая мелодрама с Ритой Хейворт. Ажиотаж картина создала неимоверный.
В картине 1948 году "Леди из Шанхая" Рита решилась сменить облик вновь. К ужасу боссов "Коламбии" Хейворт обрезала свои роскошные локоны (а они, между прочим, считались важнейшим коммерческим достоянием киностудии!) и перекрасилась в платиновую блондинку. Консервативная публика не могла с этим примириться, и картина провалилась в прокате. Провал же картины, в которой Рита страстно желала показать себя не "девушкой с обложки", а серьёзной актрисой, привёл к глубокому творческому кризису. В том же 1948 году она впервые побывала в Европе и на французской Ривьере встретила Ага Хана — сына всемирно известного исламского духовного лидера, миллионера и плейбоя. Вспыхнула новая любовь, а вместе с ней желание последовать примеру Греты Гарбо — уволиться с "фабрики грёз" по собственному желанию. Влюблённая пара объехала всю Европу, появилась на Каннском фестивале, заполонила обложки модных журналов и вызвала скандал в среде моралистов, поскольку Ага Хан не был разведён с прежней женой. В Голливуд Рита Хейворт вернулась только для того, чтобы расторгнуть контракт с Коламбией, выплатить неустойку в четверть миллиона долларов и, по слухам, плюнуть в лицо главе киностудии Гэрри Кону, тирану и интригану, всегда стремившемуся контролировать и карьеру, и личную жизнь актрисы.
На несколько лет Рита будто выключилась из жизни. Увы, ореол романтического побега из Голливуда быстро потускнел. Некогда самая яркая звезда Голливуда сидела в четырёх стенах: ни работы, ни друзей, ни по большому счету, семьи — даже дочь Жасмин, родившаяся в этом браке, не повлияла на Ага Хана. Рита развелась с ним в 1951 году и через год, практически без гроша в кармане, пошла на поклон к ненавистному ей Кону. Тот согласился забыть былые обиды и немедленно свел её с Гленном Фордом для картины "Любовь в Тринидаде". Однако попытка повторить успех "Гильды" не удалась. Звездный поезд Риты уже ушел. В отчаянии она прибегла к опыту великой Аллы Назимовой, трагической красавицы немого кино. Та пыталась спасти свою карьеру, сыграв Саломею. Расчет, казалось, был верным. Но в фильме 1953 году Саломея превратилась во второстепенного персонажа, её история шла вразрез с основным действием. Виноват в этом был прежде всего режиссёр, но те, кто покупал билеты на фильм с Ритой Хейворт разочаровались в актрисе. После "Саломеи" Рита впала в тяжелейшую депрессию. Обеспокоенная тем, что не может повторить успех середины 1940-х годов, Рита в очередной раз поссорилась с Коном и покинула "Коламбию". Через два года, смирив гордыню, она вернулась на киностудию и сыграла в отличной картине "Приятель Джоуи" всесте с Фрэнком Синатрой и Ким Новак. Но это был, по сути, её последний успех.
Хейворт зачастила к психоаналитику и стала пить. Все решили, что эта хандра — только блажь стареющей кинозвезды. На самом деле все оказалось гораздо серьёзнее. То были первые симптомы болезни Альцгеймера, которую врачи не сумели вовремя определить. И к началу 1970-х годов она практически не могла работать — на съёмках её "лебединой песни", картины "Гнев Господень" (1972) ей подсказывали каждую реплику. Она умерла 15 лет спустя, в Нью-Йорке 14 мая 1987 года, находясь на попечении дочери Жасмин. © vk.com/bestjazz