Су-35: история истребителя



В 2005 году инженеры из ОКБ имени Сухого решили продолжить разработку истребителя Су-35 (Т-10БМ), серийное название Су-35С. Данный истребитель должен был стать глубоко модернизированной сверхманёвренной многофункциональной моделью четвертого поколения. Превосходство над самолетами такого же класса обусловливается наличием технологии истребителей пятого поколения. Первый полет был совершен в 2008 году в феврале.

СУ-35-1

Новые реализации в самолете:
— модернизированный планер с укрепленной конструкцией (ресурс машины увеличен до 6000 часов или 30 лет);
— отсутствие механической проводки оперения (регулировка с помощью электродистанционного управления);
— установлен обновленный КСУ-35 (выполняет одновременно функции нескольких систем);
— дополнительная функция – активная безопасность.

Поскольку базой для нового самолета был Су-27, многое из него было применено и на новом истребителе. Но в то же время были проведены серьезные работы по модернизации самолета. В конструкции Су-35 отсутствует традиционный для базы верхний тормозной щиток, передняя опора двухколесная, а шасси было значительно усилено из-за увеличенной взлетной массы. На самолёте отсутствует ПГО, хвостовая часть укорочена. Значительно снижена РЛ (заметность) благодаря уменьшенной площади вертикального оперения. Компактная авионика способствует сокращению объёма закабинного отсека. Изменился фонарь кабины.

СУ-35-2

Модернизация конструкции способствовала повышению количества топлива на 20%. Также дополнительно установлены два топливных бака по 1800 л. Они подвешены на покрыльевые точки. Дополнительно для многовременного провождения в воздухе установлена система дозаправки «шланг-конус». Но основным отличием от базовой модели считается установка новых двигателей АЛ-41Ф1С разработки НПО «Сатурн».

С конструктивной точки зрения эти двигатели являются углубленным развитием серии АЛ-31Ф. Отличаются от базы новым, увеличенным на 3% в диаметре вентилятором, обновленными турбинами низкого и высокого давления, улучшенной цифровой системой управления. Предусмотрено используемое сопло с управляемым вектором тяги. Результатом является повышенная тяга двигателя – на 16%.

Помимо прочего, на Су-35 поставили вспомогательную газотурбинную генераторно-двигательную установку ВГТД ТА14-130-35 с мощностью 105 кВт. Она обеспечивает конденсирование отсеков и кабины, при этом снабжает их электроэнергией.

Основой комплексного бортового оборудования является информационно-управляемая система – ИУС. Она осуществляет функциональную, логическую, информационную и программную увязку главного оборудования в цельную интегрированную систему. Именно она обеспечивает взаимодействие между оборудованием и экипажем. Состав ИУС: вычислитель средства преобразования и коммутации, система индикации – концепция «стеклянная кабина».

СУ-35-3

Два многофункциональных цветных ЖКИ по типу МФИ-35, пульты с наличием дисплейного процессора и управления индикации, широкоугольный индикатор колоратурного типа на фоне стекла ИКШ-1М представляют собой информационно-управляющее поле кабины Су-35. Индикаторы МФИ-35 диагональю 15 дюймов и разрешением 1400 х 1050 пикселей используются в качестве приема информации, ее обработки и отображения на экране для пилота. Мультиоконный режим включает в себя графическое, цифробуквенное и символьное отображение информации.

Многофункциональный пульт упрощает работу управления выдачи необходимых задач и информации. Индикатор КИШ-1М используется в качестве наблюдателя тыловой стороны кабины, поле зрения 20 х 30. Таким образом, на Су-35 управление всеми системами, бортовым оборудованием и вооружением осуществляется по концепции HOTAS.

Управление вооружением делается через РЛСУ с антенной фазированной решеткой «Ирбис-Э». Ее разработали в ОАО «Научно-исследовательский институт приборостроения имени В.В. Тихомирова». «Ирбис-Э» стал продолжением РЛСУ «Барс», который применяли на ранее созданных Су-30МКМ и Су-30МКИ. Данная РЛСУ позволяет выявить и сопроводить около 30 воздушных целей и одновременно атаковать 8 из них. Селекция наземных целей варьируется в диапазоне четырех единиц, но при условии полного контроля воздушного пространства. Соответственно, «Ирбис» отличается от базы расширенной полосой рабочих частот, увеличенной зоной обнаружения и сопровождения, возросшей дальностью действия и улучшенной помехозащищенностью.

Помимо РЛСУ, за управление вооружением в самолете отвечает ОЛС-35 – оптико-локационная станция. В ней объединены теплопеленгатор, телевизионный канал и лазерный дальномер-целеуказатель. А для проведения специальных операций в режиме «воздух-поверхность» на Су-35 устанавливают оптико-электронный контейнер. В нем размещена лазерно-телевизионная прицельная станция, способная обнаружить, сопроводить, определить дальность и осуществить лазерный подсвет цели.

СУ-35-4

Самолет использует 10 узлов подвески для запуска ракет и еще 2 узла задействованы как место размещения РЭБ. Вооружение Су-35 состоит из 8 ракет класса «воздух-воздух» Р-27ЭР1, рассчитанных на среднюю дальность поражения целей. Ракеты Р-27ЭП1 и Р-27ЭТ1 размещены по 4 штуки. РВВ-АЕ – 12 штук, Р-73Э – 6 ракет ближнего боя.

К ракетам «воздух-поверхность» относятся 6 ракет тактического назначения Х-31А (в некоторых модификациях Х-29Л), 6 противорадиолокационных и противокорабельных ракет Х-31П и Х-31А и 5 обновленных противолодочных ракет Х-59МК с дальним радиусом. Среди новинок вооружения используются противолокационные ракеты повышенной дальности полета Х-58УШЭ, 3 ракеты системы «Клаб» и 1 одна тяжелая противокорабельная ракета повышенной дальности «Яхонт». Среди дополнительного вооружения применяются корректируемые бомбы КАБ-500Кр (ОД) с самонаведением телевизионного типа, новые КАБ-500С-Э спутникового наведения и три бомбы КАБ-1500Кр (иногда КАБ-1500Л) с телевизионным наведением. Масса боевого вооружения достигает 8000 кг – 12 точек внешней подвески.

История прототипа

Производство было начато на КнААПО в 2006 году. Первый прототип собрали через год, после чего он приступил к летным испытаниям. Первый полет Су-35 совершил в феврале 2008 года, пилот – С. Богдан. Второй и третий прототипы начали собирать в том же году. На 2020 год планировалось создать 160 самолетов этого класса. К тому времени сконструировали второй прототип, который взлетел впервые в октябре того же года. Ровно через год было объявление о законченной третьей модели. Однако уже в октябре из-за возникшей проблемы с управлением двигателем Су-35 (3-й прототип) попал в аварию.

СУ-35-5

За последние годы на всех летных испытаниях Су-35 совершил суммарно 400 полетов. На 15 августа 2012 года первые два прототипа поступили в ГЛИЦ для ГСИ. Параллельно с ними поступила первая серийная модель Су-35С-1.

На 2015 год в Министерство обороны РФ поступило 48 истребителей. Следует отметить исключительные характеристики самолета:
1. Он превосходит все существующие тактические истребители четвертого поколения как европейские Eurofighter 2000 и Rafale, так и американские F-15, -16 и -18.
2. Способен соперничать с самолетами пятого поколения.
3. Считается самым быстрым истребителем.
4. Преимущество в дальности полета.
5. Единственный самолет, способный сделать пируэт «блинчик» (365-градусный разворот в горизонтальной плоскости) без утери скорости. © rian.ru


Оф. сайт Лены Василёк