Греческая авиация в Балканской войне


Начало войны греки встретили с порядком изношенной матчастью и ограниченным колчиеством пилотов. Командиром первой авиачасти был назначен полковник инженерных войск Георгиос Скуфос и оно напрямую подчинялось Генеральному штабу. Летно-подъемный состав включал четырех пилотов - лейтенантов Кампероса и Михаила Мутусиса, младших лейтенантов Пануцоса Нотароса и Михаила Адамиса. Кроме того, к ним в качестве волонтера со своим аппаратом присоединился уже упоминавшийся Агиропулос, которому присвоили звание младшего лейтенанта. Кроме того, по ходу боев греческие войска захватили в качестве трофея исправный "Анрио", на котором в интересах турецких войск совершал вылеты французский наемный пилот. Машину передали авиаторам, и на ней начал летать на задания Агиропулос.

Греческая авиация в Балканской войне

Первый боевой вылет в истории греческих ВВС состоялся 5 октября 1912 года, когда лейтенант Камперос с аэродрома Ларисса в 7:00 отправился на разведку вражеских позиций в районе населенных пунктов Скомия и Царицани. На следующий день он появился над противником, сбросив на сей раз несколько ручных гранат. Турки в ответ обстреляли его аппарат и "Анри Фарман" вернулся на свой аэродром с многочисленными пулевыми пробоинами. С 7 октября к полетам на задания приступили и другие летчики. Они вели разведку, а также время от времени "обрабатывали" турецкие позиции ручными гранатами. 11 октября Камперос совершил первый "дальний" (естественно, по тем временам) разведывательный полет, проникнув вглубь территории врага на 60 км.

Быстрое наступление греческих войск привело к необходимости перебазирования на нвоое место и вскоре эскадрилья начала осваивать аэродром Кочаны. Здесь греки получили и первый из заказанных во Франции "Морис Фарманов". Эти аппараты были оснащены 80-сильными двигателями и могли поднимать в воздух два человека, что существенно расширяло спектр применения авиации. Камперос и Мутусис решили "совместить приятное с полезным": в ходе выполнения испытательного полета после сборки произвести, заодно, и разведку расположения турецких частей. Все завершилось не очень радостно: турки огнем стрелкового оружия повредили двигатель греческому аэроплану и он совершил вынужденную посадку, правда - в своем расположении.

Ближе к декабрю часть перебросили на Эпирский фронт, в Македонию, куда переместился центр приложения усилий греческой армии. Перебазирование состоялось морским путем, и в начале декабря все "авиасилы" сосредоточились на аэродроме Превеза. К этому времени из Франции были доставлены три "морис фармана" и у греков снова было четыре самолета. Личный состав насчитывал 63 человека: 4 греческих пилота, один французский, французский же механик и 57 солдат и офицеров наземного персонала. С Превеза совершались полеты в сторону осажденного турками Янина. В частности, его жителям сбрасывались листовки и газеты, а также весьма скромные посылки с продовольствием и медикаментами. Пожалуй, это был один из первых опытов по снабжению по воздуху своих окруженных войск и гражданского населения. Первый полет на фронте был совершен 5 декабря - традиционно велась разведка турецких позиций, на которое затем летчики сбросили несколько самодельных бомб. Боевая работа здесь велась вплоть до окончательного разгрома турецких войск под Яниной (21 февраля 1913 года). В этот день млдаший лейтенант Ададмидис совершил посадку на главной площади деблокированного города.

Вместе с тем армейский опыт побудил и моряков создать свои воздушные силы, которые должны были вести разведку в интересах флота. Поэтмоу в середине ноября 1912 года во Франции был приобретен поплавковый гидроплан "Астра", оснащенный двигателем "Рено" мощностью 100 л.с. Уже 17-го числа того же месяца его официально включили в состав Королевского Эллинского ВМФ под гордым названием "Наутилос". Своих летных кадров на флоте, естественно, не было поэтому 13 декабря с Эпирского фронта в распоряжение командующего флотом Кодориотиса откомандировали лейтенанта Мутусиса. Определенное время занял процесс изучения новой техники и лишь 21 (по другим данным - 12-го) января летчик приступил к выполнению тренировочных полетов. После этого адмирал Кодориотис решил поручить летчику первое задание - произвести разведку сил турецкого флота в бухте Нагара (Дарданеллы).


 Памяти жителей Хиросимы и Нагасаки
 Лимонад или Кола?
 «Украинцы – это русские»
 История русской тушёнки

Войдите, чтобы комментировать