Основатели фирмы Cadillac — инженер по точным машинам Генри Лиланд и предприниматель Уильям Мерфи. Генри Лиланд работал механиком на оружейном арсенале в Спрингфилде во время Гражданской Войны. Затем он стал механиком-конструктором на заводе "Браун и Шарп" (Browne & Sharpe). После переезда завода в Детройт этот предприниматель основал компанию "Лиланд и Фолкнер" (Leland and Faulconer), которая занималась литьем и штамповкой металла, производила автомобильные двигатели и элементы шасси.
"Кадиллак" была сформирована на обломках "Автомобильной компании Детройта", которая после того, как из неё в 1902 ушли Генри Форд и несколько его ключевых партнёров, обанкротилась и подлежала ликвидации. Для ликвидации активов фирмы финансовые покровители Форда, Уильям Мерфи и Лемюэль Боуэн (William Murphy and Lemuel Bowen) обратились к инженеру Генри М. Лиланду и производственной фирме "Лиланд и Фолкнер", чтобы оценить завод и оборудование перед продажей. Вместо этого Лиланд убедил их продолжить автомобильный бизнес, используя готовый одноцилиндровый двигатель Лиланда.
С уходом Форда потребовалось изменить название фирмы, и 22 августа 1902 г., компания была переименована в "Автомобильную компанию Кадиллак" (Cadillac Motor Car Company) в честь французского исследователя и колониального администратора XVII столетия Антуана Ломе де Ла Мот-Кадильяка, в 1701 году основавшего Детройт.
В июне 1701 г. отряд французских солдат под предводительством Антуана де ля Мот Кадийяка высадился у пролива, соединяющего озера Сент-Клер и Эри в Северной Америке. На месте высадки Антуан Кадийяк основал поселение, которое назвал Вилль д’Этруа — “поселок у пролива”. Город, выросший из этого поселка, впоследствии стал автомобильной столицей США и сохранил свое изначальное название до наших дней, правда, в несколько видоизмененной форме. Дело в том, что экспансия англичан на территории, первоначально открытой французами, привела к тому, что “французские” имена стали читаться по-английски. Незнакомые с тонкостями французского произношения британские поселенцы читали название d’Etroit “по буквам” — Детройт. А когда 200 лет спустя инженер Генри Мартин Лиланд решил назвать свою автомобильную компанию в честь основателя Детройта, ситуация повторилась. Так “Кадийяк” (Cadillac) стал “Кадиллаком”.
Генри Лиланд по масштабам своих достижений в области автомобилестроения стоит в одном ряду с такими выдающимися личностями, как Генри Форд, Готтлиб Даймлер или Луис Рено. Однако несмотря на то что Лиланд был основоположником двух великих автомобильных марок — “Кадиллак” и “Линкольн”, его имя мало известно “широким слоям автомобильной общественности”. Поскольку вопреки распространенной в то время традиции называть автомобильные компании по фамилии конструктора или владельца, Лиланд отдавал предпочтение прославленным историческим личностям.
Визитной карточкой первых “Кадиллаков” была особая точность изготовления и подгонки всех механизмов и деталей. Ничего удивительного в этом нет: ведь Лиланд начинал свою инженерную карьеру как оружейник. Сначала в федеральном арсенале в Спрингфилде, где он делал винтовки во время гражданской войны, затем на оружейном заводе Сэма Кольта. В дальнейшем работа Лиланда также была связана с выпуском прецизионных механических устройств, требующих особой тщательности изготовления и точности допуска, равной тысячным долям дюйма.
В середине 80-х XIX в., уже в зрелом возрасте, Генри Лиланд решил открыть собственное дело. Поначалу он думал обосноваться в Чикаго. Так что “город ветров и гангстеров” вполне мог бы стать автомобильной столицей США вместо Детройта. Но по несчастливой случайности приезд Лиланда в Чикаго совпал с трагической демонстрацией 4 мая 1885 г., в ходе которой вооруженные столкновения рабочих и полиции привели к значительным человеческим жертвам. Приехав в Чикаго в самый разгар волнений, Лиланд отказался от идеи открыть там бизнес и выбрал новым местом для размещения компании город Детройт. Основанная совместно с компаньонами фирма “Лиланд, Фальконер и Нортон” (впоследствии “Лиланд и Фальконер”) занялась выпуском разнообразных механических устройств, в том числе паровых и бензиновых двигателей.
Наследство Генри Форда
Интересно, что “вхождение” Лиланда в автомобильный бизнес произошло при посредничестве двух других известных автопроизводителей. Так, в июне 1901 г. Лиланд заключил контракт с "Olds Motor" на изготовление двигателей для “Олдсмобилей”. Разработанный им мотор был мощнее на 23%, однако в "Olds Motor" от него отказались, поскольку переоснащение новым двигателем замедлило бы выпуск продукции.
Не было бы счастья, да несчастье помогло. Год спустя, в августе 1902 г., промышленники Вильям Мерфи и Лемюэль Бауэн пригласили Лиланда в качестве консультанта… по ликвидации автомобильной фирмы, созданной при участии Генри Форда. Соучредители не сошлись во взглядах, Форд покинул фирму, а его инвесторы решили оценить имеющиеся производственные активы с тем, чтобы распродать их и закрыть дело. Однако в ходе аудита Лиланд предложил бизнесменам совершенно другую идею: зачем закрывать завод, если можно использовать созданный им для “Олдсмобиля” одноцилиндровый мотор вместе с шасси, разработанным “под Форда”? Идея была принята, и 17 октября 1902 г. из ворот фабрики в Детройте выехал первый “Кадиллак”.
В отличие от огромных “королей автострад”, которые прославили компанию в 30-50-е XX столетия, первый “Кадиллак” был маленьким автомобильчиком с кузовом на два или четыре пассажира, одноцилиндровым мотором мощностью всего 10 л.с., двухступенчатой планетарной трансмиссией и цепным приводом. Но при этом он развивал весьма неплохую скорость — до 56 км/час, а главное — отличался высоким качеством изготовления. Принцип “точной механики”, приверженцем которого был Лиланд, обе спечил высокую надежность и простоту обслуживания, а также отличные тяговые свойства машины. На рекламных фотографиях тех времен запечатлены “Кадиллаки”, тянущие нагруженные фургоны вверх по склону или взбирающиеся по ступенькам общественных зданий. В 1903 г. автомобиль принял участие в знаменитом в то время состязании по преодолению холма Санрайзинг Хилл в Британии и пришел седьмым из 17 автомобилей, но это была единственная модель с одноцилиндровым мотором. Два месяца спустя “Кадиллак” достойно проявил себя в тысячемильном пробеге по дорогам Англии, заняв четвертое место в своем ценовом классе по набранным очкам, но первое место — по надежности.
Отличные качества “Кадиллака” были сразу же отмечены потребителями. Первый публичный показ состоялся в январе 1903-го на Нью-йоркской автомобильной выставке. Уже к середине недели менеджер по продажам Вильям Метцгер собрал заказы в ошеломляющем объеме — на 2286 автомобилей, после чего был вынужден объявить, что “все “Кадиллаки” проданы”. Автомобиль предлагался по цене $750 ($850 за 4-местную модификацию), за дополнительную плату можно было приобрести кожаный или резиновый верх с боковыми шторками.
В 1906 году стилизованный герб рода Кадиллак был зарегистрирован в качестве торговой марки "Cadillac Motor Car Company".
Движение вверх
В современном представлении автомобиль, собранный вручную, воспринимается как особо эксклюзивный и качественный. Интересно, что 100 лет назад дело обстояло с точностью до наоборот. Все автомобили доконвейерной эры были “стопроцентно ручной работы”, а поскольку о точности изготовления деталей не особенно заботились, их приходилось подгонять вручную. В результате части одного экземпляра автомобиля могли не подходить к другому из той же серии. Однако Лиланд был противником такого “эксклюзивного подхода” к производству. Заказав в Швеции калибровочные инструменты высокой точности, он добился более высокого уровня стандартизации деталей массового изготовления. И в 1908 г. этот подход увенчался эффектным триумфом в специальном состязании, организованном Британским королевским автоклубом. Три “Кадиллака” были доставлены в Англию, полностью разобраны, после чего детали перемешали и снова собрали. Все три автомобиля оказались полностью функциональными. За это достижение “Кадиллак” первым из американских автокомпаний получил престижный приз Дьюара, которым отмечалась самая выдающаяся инженерная инновация в автомобилестроении. С тех пор рекламным слоганом “Кадиллака” стала фраза “Мировой стандарт”.
Несмотря на рост популярности и неплохие коммерческие показатели, в 1909 г. “Кадиллак” поменял владельцев. Создается впечатление, что бизнесмены, некогда “побившие горшки” с Генри Фордом, так и не поверили в перспективность автомобилестроения. Они продали свою часть в компании “Кадиллак”, и она перешла под контроль General Motors, крупнейшего автопроизводителя США. "Кадиллак" был приобретен GM за 5 969 200 долларов.Однако Генри Лиланд сохранил за собой пост президента компании. В этом же году выпуск одноцилиндровых моделей был прекращён, а на смену прежним четырёхцилиндровым моделям пришла модель Cadillac 30 с 30-сильным мотором.
“Тридцатка” оставалась единственной моделью фирмы в течение 6 лет (1909–1914 годы). Объём мотора за это время увеличился с 3,7 до 6 литров, а на моделях 1912 года впервые в мире был установлен электрический стартер. До появления стартера основным методом запуска бензиновых моторов оставалась заводная рукоятка. Решить проблему запуска автомобиля без использования заводной ручки пытались инженеры многих компаний. Предлагаемые ими решения были весьма экзотическими, например, запуск с помощью сжатого воздуха или пружины. Но наиболее оптимальное решение разработал в 1912 г. для “Кадиллака” инженер Чарльз Кеттеринг. Создавая стартер, он использовал сочетание генератора и электромотора, который приводил в движение маховик двигателя. Электромотор и система зажигания приводились в действие от аккумуляторной батареи. Существует предание, согласно которому поводом для этого изобретения стало трагическое происшествие с одним из друзей Кеттеринга. Дело в том, что в момент пуска двигателя заводная ручка совершала резкий рывок и могла травмировать вращавшего ее человека. Именно это произошло с другом Кеттеринга — удар ручки сломал ему руку, что повлекло за собой гангрену, заражение крови и смерть. Появление электрического стартера навсегда устранило риск подобных происшествий. За это изобретение “Кадиллак” завоевал еще один приз Дьюара.
Тем временем модели “Кадиллаков” постоянно эволюционировали, продвигаясь в верхние, элитарные эшелоны рынка. В 1914 г. было принято решение отказаться от использования 4-цилиндровых двигателей и перейти на 8-цилиндровые. Первым автомобилем, в котором была установлена V-образная “восьмерка”, стала “Модель 51”, — это был первый в мире серийный автомобиль с 8-цилиндровым двигателем. Мотор разрабатывался в условиях повышенной секретности: его конструировали в специально снятых помещениях подальше от Детройта, а ходовые испытания были проведены в Толедо. Но усилия себя более чем оправдали: двигатель получился бесшумным и очень надежным, и при этом его масса была меньше, чем у 4-цилиндрового “предшественника”. 8-цилиндровый мотор объемом 5,14 л развивал 70 л.с. при 2400 оборотах в минуту и мог разогнать “модель 51” до 104,5 км/час — в те времена в США было немного дорог, на которых можно было ехать с такой скоростью.
С “Модели 51” началась “президентская” карьера “Кадиллаков”: ее использовал для своих поездок двадцать восьмой президент США Вудро Вильсон. С тех пор именно “Кадиллаки” чаще всего выбирались в качестве “автомобиля №1”, с пециального лимузина для президентских поездок. Но при этом они годились не только для парадных выездов: во время Первой мировой британцы и канадцы приспособили “Модель 51” под санитарную машину.
“Кадиллак” в составе General Motors продолжал успешно развиваться. Главной вехой в периоде между двумя мировыми войнами стало создание 16-цилиндрового (!!!) двигателя объемом 7,4 л и мощностью до 185 л.с. Огромные, величественные “кадиллаки” стали настоящими властелинами американских автострад. Но при этом их техническая начинка впечатляла не меньше, чем пропорции кузова: в них были применены такие передовые инженерные решения, как усилитель и гидропривод тормозов, полностью синхронизированная трансмиссия, а затем и автоматическая коробка передач.
В 1922 году число автомобилей, выпущенных Cadillac, превысило 20000 штук. Этим коммерческим успехом компания, в частности, обязана модели Type 61, на которой в качестве базового оборудования устанавливались стеклоочиститель ветрового стекла и зеркало заднего вида.
В 20-х годах началась новая эра автомобильного дизайна. Это событие связано с именем Харли Эрла, создателя первого дизайнерского отдела при автомобилестроительной компании: в 1927 году в Дженерал Моторс появилась “Секция художественного дизайна и цвета”. Дэвид Холлс, ранее занимавший должность Директора по моделированию, сказал в связи с этим:
"До 1927 года автомобили Cadillac представляли собой просто хорошие, солидные, основательные машины. После 1927 года они обрели элегантность и собственный стиль."
Именно Эрл сделал известную всем решетку радиатора, которая по сей день является визитной карточкой автомобилей "Кадиллак".
В 1927 году Кадиллак (Cadillac) LaSalle стал автомобилем, открывающим гонку Indianapolis 500. Тогда Кадиллак в первый выступил в этой роли, но, конечно же, не в последний. Автомобили LaSalle еще пять раз вели гонки: в 1931 (модель Кадиллака 370 V12), 1934 (LaSalle), 1937 (LaSalle), 1973 (Eldorado) и в 1992 (Allante).
В первый год выпуска LaSalle представил одиннадцать различных по стилю кузовов на двух колесных базах, а также четыре дизайна Fleetwood на 125-дюймовой базе. У двухместного закрытого купе LaSalle была даже маленькая дверка сбоку и отделение, где хранились принадлежности для игры в гольф.
Кадиллак (Cadillac) тридцатых стали воплощением роскоши и технического совершенства. С выпуском двигателей V12 и V16 компания стала безусловным лидером автомобильной промышленности Америки. Самые известные модели Кадиллак (Cadillac) оснащались двигателями V16, сконструированными Оуэном Некером. Но двигатель сам по себе был не единственным достоинством модели V16 1930 года. Она заключала в себе еще одну новинку — тормоза с вакуумным усилителем. Кадиллак предугадывал запросы самых разборчивых автомобилистов.
На моделях Cadillac 1929 года появилось несколько важных новшеств, например, синхронизированная коробка передач Synchro-mech, безопасные закалённые стёкла и дворники с электроприводом. А в сентябре 1929 года, как раз накануне биржевого краха, возвестившего о начале Великой депрессии, в продажу поступила модель 1930 года с индексом “452” — машина с V-образным 16-цилиндровым мотором, один из самых роскошных и дорогих Cadillac. Новый мотор, как легко догадаться, имел объём в 452 кубических дюйма и развивал мощность 175–185 л.с. Одновременно продолжался и выпуск моделей V8. В 1931 году в придачу к ним появилась промежуточная модельная линия — Cadillac V12. 12-цилиндровый 135-сильный мотор имел объём в 368 кубических дюймов. В 1934-м Cadillac получил шасси с независимой передней подвеской.
В это десятилетие Кадиллак был пионером самых разных технических изобретений и открытий. В 1932 году началась работа над автоматической коробкой передач. В 1933 на экспериментальной модели Кадиллака появилась первая независимая подвеска передних колес. Она стала стандартной на всех автомобилях GM начиная с 1934 года.
В 1938 году 24-летний Билл Митчелл сконструировал новый Кадиллак (Cadillac) 60 Special. Автомобиль совмещал солидный вид с простотой вождения и удобствами, позволявшими владельцу управлять им без помощи профессионального шофера. Формально причисленная к самой недорогой 60-й серии, эта машина соответствовала остальным моделям Sixty только своей носовой частью. Остальное было другим: кузов, ставший на 7 с лишним сантиметров ниже, отсутствие подножек, широкие окна с острыми, а не скруглёнными углами, узкие стойки между ними и, наконец, багажник, придававший машине почти трёхобъёмный вид — всё это резко выделяло 60 Special. Покупателям новый дизайн пришёлся по вкусу: одна-единственная модель составила почти 40% продаж Cadillac. Эта модель определила дизайнерские направления следующего десятилетия.
Автомобили Cadillac тридцатых годов стали эталоном классической американской роскоши и технического совершенства. Создание двигателей V12 и V16 вывело компанию в лидеры автомобильной индустрии как с точки зрения объемов выпуска продукции, так и с позиции технологического превосходства.
Техническое совершенство, мощ ь и комфорт стали определяющими для Кадиллака в 1941 году. Кадиллак впервые представил автоматическую гидравлическую трансмиссию, систему кондиционирования и крышку топливного бака, спрятанную за задним левым световым сигналом.
Во время Второй мировой войны компания Cadillac прекратила производство гражданских автомобилей, чтобы работать на военные нужды Америки. Благодаря усилиям компании в 1942 году первый танк, оснащенный двумя двигателями Cadillac V8 выезжал из ворот завода на Clark Avenue в Детройте. Кроме того, в перечень военной продукции Cadillac входили платформы для танков М-8, а с 1944 года — легкий танк М-24 и детали для двигателей самолета V-12 Allison Aircraft.
Даже офицеры штаба генерала Дугласа Мак-Артура ездили на автомобилях Cadillac Series 75.
После окончания войны модели Cadillac оказались по-прежнему способны служить образцом для подражания для всего мира. В 1948 году на автомобилях Cadillac впервые появились задние габаритные огни, навеянные обликом истребителя Lockheed P-38 “Lightning”. Харли Эрл был восхищен дизайном самолета, и не мог удержаться, чтобы не воплотить его элементы в создаваемых им автомобилях.
Эта дизайнерская новинка произвела на американцев такое сильное впечатление, что дилеры, продающие автомобили, часто размещали Cadillac в демонстрационных залах задней частью к окну, выставляя на обозрение публики задние фонари. Эта конструкторская и дизайнерская находка Cadillac определила одну из тенденций автомобильного дизайна на десятилетия вперед.
В 1949 году Кадиллак выпустил уже вполне современный двигатель V8, отличавшийся короткими ходами, высокой степенью компрессии и легким весом. Благодаря этому компактному, легкому и экономичному двигателю, Кадиллак стал самым быстрым и мощным автомобилем Америки. В завершении десятилетия Бригз Кунингхэм пришел к финишу гонок LeMans десятым на стандартном Кадиллаке 1950 года.
1953 год ознаменован появлением модели Eldorado, которая стала первой послевоенной разработкой Cadillac в классе роскошных пассажирских автомобилей. Потрясающий автомобиль, впервые оснащенный панорамным ветровым стеклом и характерными фарами с "козырьками". Среди других отличий были металлическая съемная крыша, утопленные двери, кожаная обивка салона, хромированные колеса с декоративными спицами, оригинальный дизайн кузова и самонастраивающееся радио. Eldorado стоил 7750 долларов — большие деньги по тем временам, но до сих пор считается отличным вложением денег.
Cadillac Eldorado прославился оригинальным дизайном кузова, который впоследствии усовершенствовался “клыками” Dagmar, приводом на передние колеса, независимой подвеской всех четырех колес и двигателем V8 c электронным впрыском топлива.