Немного запоздалая рецензия на игру Мафии II.
...Мафию II я прошёл за одну ночь. Прошёл, и забыл. Да, и чего там особенно помнить? Незамысловато всё: бей-беги-стреляй-не думай. В общем, игра, созданная по сценарию, написанному на коленке в уборной, лишённая не только какой-либо драматургии, но зачастую и здравого смысла. И даже сальные сцены - покушения на девственность сфинктера главного героя тюремными глиномесами и пьяного феллацио какой-то страшненькой шалавы в борделе тёти Беси - не вызвали никаких эмоций, кроме недоумения: "Нет, ну это-то зачем?! Дети же смотрят…"
В общем, игра не понравилась. Официальные аддоны, кои ныне модно называть DLC, тоже не произвели никакого впечатления: снова бей-беги, снова не думай, снова таймеры. А для человека, который восемь лет честно ждал выхода продолжения первой "Мафии", это было почти, что леденящим душу прикосновением холодной стали серпа к мошонке...
Prologue
...Прошло около полутора лет, и случай заставил меня вернуться в проклятый тысячами фанатов Эмпайр-бэй.
Однажды наследник, устав от прохождения трешевого Call Of Duty. Black Ops, попросил меня проинсталлировать что-нибудь попроще и поспокойнее. Не обременяя себя раздумьями, я качнул с какого-то трекера steam-версию "Мафии II" и установил её. Но игра не торкнула моего сорванца. Дойдя до миссии с кражей талонов, отрок заклеймил "культовую игру всех времён и народов" скукотищей и мутотенью, получил подзатыльник и вернулся к Call Of Duty.
Я же решил пройти "Мафию II" ещё раз. Не столько удовольствия ради, сколько с целью научного открытия. А именно: понять, чем же эта игра так не покатила завсегдатаям игровых форумов и комьюнити. Что-то подсказывало, что и моё первое впечатление во многом обманчиво, и всё не так уж и плохо...
И почему бы не переиграть игру заново и попристальнее приглядеться к ключевым моментам геймплея и всего прочего, из чего складывается впечатление об игре?
Наш Вито самых честных правил...
Понятное дело, что, прежде всего прочего, внимание играющего притягивает Главный Герой.
Для того, чтобы в игру не только поиграли, но и полюбили её, перво-наперво необходимо, чтобы играющему хотелось быть Главным Героем. Например, в GTA - San Andreas, далеко не всем хотелось быть нигером, начинающим игру на велосипеде под звуки рэпа. В "Мафии II" с этим проблем нет. Кросавчег Вито нравится нам сразу: он ветеран войны, любящий сын и брат, верный дружище; он опытен и немногословен, как Клинт Иствуд, он прост и благороден, как Брюс Уиллис. Иными словами, и швец, и жнец, и на дуде, пардон, игрец. Пару-тройку бытовых сценок в новом имидже, и мы уже довольны, как слоны после купания: наш Вито - клёвый чувак. А клёвому чуваку можно простить всё. И, вот, уже легендарный Томми Анджело, чьи спина и затылок за восемь лет ожидания надоели до взблёва, кажется нам лохом чилийским... И, вот, уже наши ладони потеют в предвкушении неведомого ещё, захватывающего действа, и мы уже готовы просидеть за миссиями all night long... И если бы в тот момент, когда мы окучивали пудовыми кулаками какого-то мужика, пытавшегося востребовать с нашей сестры папины долги, кто-нибудь сказал нам, что вся наша дальнейшая карьера сведётся к тупым, часто бессмысленным гонкам и стрельбе на благо боссов мафии (в большинстве своём – харизматичных штопаных презервативов), да спасению жирной задницы другана Джо из всяких передряг, мы наплевали бы тому в ясные очи. Ведь мы ещё не знаем, что, по мере дальнейшего развития сюжета, Главный Герой медленно, но верно превратится в законченного мудака с пистолетом за пазухой. Обида захлестнёт нас, но будет уже поздно. И нам придётся доигрывать миссии, шёпотом извиняясь перед каждым сбитым во время погони пешеходом, и мысленно краснея за проезд на красный сигнал светофора. Единственное, что может утешить в этой ситуации, так это то, что не мы написали этот уродский сценарий...
И всё-таки, мы продолжаем любить Вито вплоть до последних кадров финального ролика. Да, он туп, глуп, лоховат и наивен, но как сказал бы Иосиф Виссарионыч, "Товарищ Скалетте, конечно, сукин сын, но он наш сукин сын". А на фоне хитрожопого Джо и унылого Генри наш Герой смотрится вообще, как Аль Пачино на фоне Безрукова и Хабенского. И неважно, что друзья-приятели водят Вито, как цыгане медведя на ярмарке, хотя это, порой, довольно сильно мешает проникнуться духом игры и симпатиями к геймплею.
Грабли старые и грабли новые
В отличии от первой "Мафии", напичканной историческими косяками и техническими несуразицами, продолжение получилось более реалистичным. Но бег по граблям, видимо, написан на роду у команды 2K Czech. И стремление придать сюжету правдоподобность, как и в прошлый раз, породило ряд перегибов, натяжек и просто лажи.
Например, возьмём Главу № 3, которая наверняка является маленькой гордостью сценаристов. Нам поручено стырить талоны на бензин из здания Федеральной службы по регулированию цен. А когда мы с честью справляемся с заданием, Генри втирает нам, что срок действия талонов истекает через час, и нам надо срочно их обменять на деньги на заправочных станциях. Казалось бы, всё логично и исторически верно. Но это только на первый взгляд.
Действительно, с весны 1942 года по осень 1945-го в Штатах были введены талоны на некоторые промышленные и продовольственные товары, а так же на газолин (бензин) и автомасла. Талоны на продовольственные товары имели недельный срок хождения, а талоны на промышленные товары и ГСМ (ввиду повышенной дефицитности оных) - месячный. Обратим внимание на заставку главы: 14 февраля 1945 г. То есть до окончания срока действия февральских талонов ещё две недели и рвать анус на мальтийский крест, гоняя от одной АЗС к другой, нет никакого смысла.
Глава № 11 и вовсе выносит мозг полным отсутствием элементарной логики. Согласно сюжету, Карло Фальконе поручает Генри убить Лео Галанте, почему-то вдруг позабыв, что Лео является консильери Фрэнка Винчи, с которым Карло находится в давнем и крепком засосе, да и попросту боится его. Ежу понятно, что если Винчи узнает о том, чьи это проделки (а Фрэнк, судя его статусу и биографии, узнает непременно), то он вырвет у Карло яички и заставит его их съесть без соли. Но даже если Карло и решился на весь этот беспредел, то и в этом случае совершенно непонятно, зачем было Вито, сломя голову, мчаться к Лео через весь город, если на каждом углу в Эмпайр-бэй торчат телефонные будки… Кстати, это было бы вполне достойной альтернативной концовкой миссии. По крайней мере, куда реалистичнее, чем, примчавшись в особняк Лео, прятаться в душе или шкафу...
Не обошлось и без списывания и самоплагиата. Ощущения дежа-вю, когда, как и в первой игре, трое друзей вдруг лишаются элементарного рассудка, и решают навариться за счёт батьки, начинаются с Главы № 12. И очень скоро, играющему уже не трудно догадаться, чем закончится не только эта затея с незаконным оборотом наркотиков, но и вся игра в целом. И верно: далее сюжетная линия закручивается, как поросячий хвост, вынося логику поведения всех персонажей за скобки действа, а затем и вовсе сваливается в ядрёный трешак. Ситуации складываются одна нелепее другой, но игроку некогда гадать, какую траву или грибы употребляли разработчики в процессе написания оставшихся глав: его ждёт непрекращающийся экшен...
...Ещё одни грабли, самые большие, на которые команда разработчиков "Мафии" наступает не впервые, это какая-то маниакальная страсть к вырезанию и удалению из готовой уже игры функций, сцен и локаций. Так, по признанию под пытками одного из продюсеров игры Денби Грейс, первоначально "Мафия II" имела четыре альтернативные концовки, но до официального релиза дожила лишь одна. Возможность легальной покупки-продажи автомобилей и жилья, лицензирование оружия, ножевой бой, общественный городской транспорт и некоторое другое так же были выброшены на мороз. В игре была даже автобарахолка. А пристальное знакомство с городом даёт полное право предполагать, что локаций в Эмпайр-бэй было больше, а значит, наверняка, были и другие персонажи. Наверняка была и миссия на воде. На эту мысль наводит следующее наблюдение: когда вы подходите к автомобилю, чтобы угнать его, он слегка приседает на задние колёса; а когда вы подходите к яхтам, пришвартованным к мосткам в Южном порту, они так же делают реверанс, приопуская корму в воду.
Никак не выходит у разработчиков лирическая линия в игре. Если в первой "Мафии" Том представлен семьянином, хотя и женившимся по залёту, то в долгожданном продолжении гангстерской саги с амурчиками у Главного Героя никак не получается. В то время, как Джо постоянно развлекается с одной, двумя, а то и тремя тёлками, Главный Герой хранит монашеское целомудрие. То ли на войне он наступил на мину, то ли сцена в тюремной душевой была не единственной и мы бились вовсе не за то, о чём нам подумалось в пылу прохождения миссии: кто знает, что имели ввиду авторы сценария?..
Хотя, справедливости ради, надо отметить, что и Томас Анджело был в этом плане не фонтан. Во всяком случае, с такими просящими кирпича лицами, Том и Сара выглядели абсолютно асексуальными.
Некоторые грабли успели вырасти за восемь лет до идиотских размеров. Это - ролики, которыми "Мафия II" напичкана, как граната шрапнелью. Иногда, играющий просто теряется в догадках, что он делает: играет в игру или смотрит 3D-мультик. Первую треть игры это напрягает, вторую треть – бесит, третью – заставляет, матерясь, жать кнопку "Пропустить".
К граблям новым безусловно можно отнести поголовную продажность полицейских, невозможность пользования общественным транспортом, а так же толпы однояйцевых близнецов-параноиков, наводнивших улицы Эмпайр-бея. И, конечно же, диалоги. То ли авторы диалогов беспробудно бухали в течении всех восьми лет создания игры, то ли авторов этих набирали в резервациях для умственно-отсталых, но диалоги в "Мафии II" шедевром словесности назвать никак нельзя.
Ещё одним более, чем спорным моментом, явилось отсутствие отдельного режима free ride. И хотя, в каждой миссии этот режим так или иначе реализован, многими геймерами факт отсутствия наличия именно отдельного free ride был расценен, как плевок в душу и личное оскорбление.
Ложки мёда или Какого рожна ещё надо?!
Чем дольше я играл в "Мафию II", тем больше склонялся к мысли, что самые активные фанаты первой "Мафии", в массе своей, есть весьма неблагодарные гомосапиенсы. Ведь, практически всё, о чём долго и убедительно они стонали на форумах и сайтах, выливая в on-line мегабайты соплей, слюней и подростковых эротических фантазий, было так или иначе реализовано в сиквеле. Главному герою негде жить? Пожалуйста! Город "не живой"? Нате вам! Физика не реалистичная? Получите! Убогий virtual life? Извольте!..
И действительно, в новой игре можно многое: есть и пить, справлять естественную нужду и спать; можно покупать одежду и еду, можно чинить и улучшать свою тачку; можно почистить ботинки или начистить харю прохожему; можно экономить электричество или слушать радио, можно зарабатывать деньги, тратить их и даже жертвовать неимущим. Можно, в конце концов, нажраться в-дрова в кабаке и... А, вот, по бабам пойти нельзя. Хотя, мы знаем, что бабы в городе есть, и они умеют не только строить глазки и посылать тебя в задницу, но и делают более приятные вещи. Ну, да ладно, Бог с ними, с бабами…
В конце концов, и режим free ride стал доступен страждущим, хотя и благодаря стараниям исключительно народных умельцев.
Безусловно, к приятным сюрпризам игры можно отнести и концовку.
Уже с того момента, как обкурившиеся шалабаса китайцы, рубят бедного Генри на форшмак, играющему становится понятно, что его Героя ждёт лютый финал. И каково же будет наше удивление, когда в финале Вито останется жив, а недомолвки о судьбе Джо заставят нас поверить в то, что история двух балбесов, пожелавших въехать в рай на чужом горбу, будет иметь продолжение…
Epilogue
Приводя впечатления от игры к общему знаменателю, пользуясь классификацией "Полкино", можно выставить "Мафии II" следующие оценки (правда, по десятибалльной шкале):
Слёзовыжимательность: 2+
Драматургия и драматизм в игре находятся в дегенеративном состоянии. Не жалко практически никого, кроме рыжей тёлки, которая пыталась заманить Вито на пирожок, но в итоге, судя по всему, осталась при своих хотелках.
Хохотальность: 3-
Единственное, что вызывает улыбку, это прохожие, сигающие через заборы, едва заслышав визг тормозов или урчание приближающегося автомобиля Героя. Да, ещё, может, туполобость полисменов.
Мясоколбасность: 10+
Этот параметр спасает всё остальное. Заколбасить можно кого угодно и каким угодно способом: задавить машиной, шмальнуть из пистолета, угандошить из винтовки, сделать из жертвы дуршлаг при помощи автомата, подорвать гранатой, сжечь коктейлем Молотова. Можно даже до смерти отмудохать противника кулаками или просто свернуть ему башку. Лично мне больше нравится стрелять из "магнума" в затылок оппонента в тот момент, когда тот находится рядом с урной, почтовым ящиком или в окружении прохожих.
Сисьность: 3+
Сиськи в игре есть, их много, и они довольно приличные, но Главным Героем они почему-то не востребованы. И вообще, есть подозрение, что генеральными спонсорами игры стали Всемирная лига сексуальных реформ и международная ЛГБТ-мафия.
Эписофичность (эпичность и философичность): твёрдые 7 баллов
В принципе, можно было бы поставить и 9, но 2 балла по-любому должно быть снято за баянистось: всё-таки сиквел, да и сама гангстерская тема уже изрядно потрачена Голливудом, как бабушкина шуба молью.
Скрипичность (музло): в среднем 6
Твёрдые 8 баллов за официальный саундтрэк и 4 за убогий радио-плейлист. Если O.S.T., хотя и уступает саундтрэку первой части, сделан качественно и монументально, то песенки в плей-лист подобраны, что называется "на отвяжись". И, хотя в радио играют действительно хиты, но разработчики явно имеют представление о формировании плей-листов в радиовещании примерно такое же, как автор этих строк о развитии современной хореографии. К тому же, песен очень мало: особенно это заметно во время игры в режиме free-ride
Играбельность: 8,5
Несмотря на то, что "Мафию II" изрядно изваляли в перьях критики и геймеры, играть в неё приятно и удобно. Пейзажи, так и вообще великолепны. Да, ещё и выполняют функции релакса (видимо, чтобы играющего не стошнило на клавиатуру от избытка крови и безысходной тупости сценария второй части игры).
Реиграбельность: 7
Реиграть в "Мафию II" можно только в режиме free ride, который, кстати, позволяет реализовать некоторые нездоровые фантазии играющего в плане выяснения насколько высоко он способен писать на стену. Можно, например, заявиться в негритянский квартал, грохнуть какого-нибудь аборигена, одетого в шмотки с жёлтыми или голубыми лампасами, и попытаться перебить всех выскочивших откуда ни возьмись его собратьев, или, на худой конец, унести ноги от этой толпы. Или заработать миллион баксов, угоняя машины и продавая их в порту. Или заработать два миллиона… Или три… Или просто покататься по городу, пожрать хот-догов, полюбоваться на закат… В общем, 7 баллов, из которых 6 только за то, что это "Мафия"…
Общая рекомендация: играть однозначно; несмотря на все минусы и косяки, игра вышла по-своему шедевральной, хотя и местами унылой.
P. S. Эта рецензия была написана ещё в 2012 году для одного из профильных блогов на площадке LJ. Уже тогда читатели блога и почитатели игры начинали высказывать опасения насчёт третьей части игры. И, увы и ах, опасения эти сбылись...
Статья огонь! М2 супер.
Классная статья!
Начало вроде было за здравие, закончили за упокой. Категорически не понравилось: - И, вот, уже легендарный Томми Анджело, чьи спина и затылок за восемь лет ожидания надоели до взблёва, кажется нам лохом чилийским; - Том и Сара выглядели абсолютно асексуальными. С чем-то согласен, например, с роликами ко втрой части -… Читать полностью »