Разработчик: Illusion Softworks
Издатель: Gathering of Developers
Жанр: Определить трудно
Системные требования: PIII-800, 128 MB RAM, 32 MB video, >2 GB места на диске
Игр, основной тематикой которых является жизнь преступного мира, в последнее время появляется все больше. Не нужно сильно напрягать память, чтобы вспомнить такие названия, как Hitman или Grand Theft Auto. Последняя обрела весьма большую популярность и толпу фанатов, и тут не поспоришь — идея весьма интересная и оригинальная, исполнение — тем более. Правда, прямое родство с консолями не даст этой игре достигнуть небывалых высот (я говорю все еще о GTA), хотя вся, так сказать, бесшабашность продолжает привлекать геймеров — еще бы, такая возможность навести "свой порядок" в городе, почти что Carmageddon. Сегодняшний испытуемый таким похвастаться не может, хоть при сравнении его с другими играми ассоциации с GTA всплывают первыми, не может и все. Игра просто намного серьезнее.

Действие в #Mafia разворачивается в Соединенных Штатах начала двадцатого века, а если быть конкретнее — тридцатые годы. Чтобы не проводить каких-либо параллелей, разработчики придумали свой город, The City of Lost Heaven, который больше всего напоминает именно New York. Город-то свой, а вот жизнь этого города ребята постарались сделать точной копией той, что была без малого век назад. Много фильмов снято про ту эпоху, много громких имен известны и по сей день, достаточно вспомнить такого человека, как Аль Капоне. Практически полное бессилие органов правопорядка, плоды технического прогресса, новые развлечения и сухой закон создали идеальные условия для процветания бандитских группировок. Те главари, что были посмышленее, вскоре переходили от напрямую мокрых дел к полулегальным, после — вообще держали весь бизнес города под своим контролем. Такие люди создавали собственные Дома, Семьи, вступить в которые было далеко не так просто. Каждый член Семьи пользовался большим уважением как среди своих "родных", так и среди обычных людей. Семья давала все: деньги, власть, помогала осуществиться почти всем желаниям. Правда, и требовала не меньше. Соблазн огромный, но с другой стороны — может, спокойная жизнь лучше? Вопрос очень серьезный, и главный герой игры, простой парень по имени Томми Анджело, в один прекрасный день именно с ним и столкнулся.

Это была осень 1930-го, обычный рабочий день, ничем не отличавшийся от других. Томми работал водителем такси — не ахти работа, но, учитывая, что в то время найти себе место под солнцем было очень непросто, Том был рад и этой. Но, как и все люди, жаждал большего, однако скромное происхождение и отсутствие перспектив на такой работе не позволяли ни на что надеяться. И вот в один день Томми, как ни в чем ни бывало, припарковал свое такси у тротуара и закурил, ожидая очередного клиента. День выдался не очень удачным, да и чего можно было ожидать ему, обычному таксисту, от судьбы? Что какой-нибудь миллионер забудет свой кошелек у него в машине? Но миллионеры на такси не ездят, а того, что платят обычные граждане, едва хватает на жизнь. И вот резкий визг тормозов, а затем и автоматная очередь привлекли внимание Тома. Где-то было очень жарко, где-то близко. Удар, звон разбитого стекла. Выстрелы. Из-за угла выбежали двое и, заметив такси Тома, ринулись к нему. Том даже не успел спросить, куда ехать, как один из "гостей" достал пистолет и открыл огонь по стремительно приближающемуся автомобилю. Ответ был аналогичным. Получив приказ гнать куда глаза глядят да побыстрее, Том понял, что он влип.
Гонка по улицам города, полным других авто и людей, — сущий кошмар. Пассажиры беспорядочно отстреливались, из догоняющей машины тоже летели "гостинцы", а Тому лишь оставалось надеяться, что не кончится бензин или не прострелят покрышку. Им повезло. На одном из поворотов преследующая их машина вписалась в столб, и их водитель, похоже, не пережил катастрофу. Том и два его странных пассажира оторвались. Тому приказали ехать в бар некого Сальери, весьма уважаемого, по словам одного их пассажиров, человека. Когда они подъехали, пассажиры спешно вышли, а Тому было велено ждать, пока они не вернутся. Мучительно долго тянулись минуты ожидания, когда наконец скрипнула дверь бара, и один из его недавних пассажиров, оглянувшись по сторонам, направился прямо к ожидающему его такси. Подойдя, человек полез в карман своего пиджака, и у Тома внутри все похолодело. Но человек достал всего лишь небольшой конверт, в котором… У Тома глаза полезли на лоб. Столько денег он не заработал бы и за год работы таксистом. В очередной раз поблагодарив Томми за спасение, недавний пассажир предложил ему обращаться к мистеру Сальери, если возникнут какие-то проблемы. Тому ничего не оставалось, как ответить любезностью и поскорее смотаться оттуда.

Почти все деньги ушли на ремонт такси, изрядно продырявленного гангстерскими пулями. Уже прошло довольно много времени, и Том потихоньку стал забывать о случившемся. Так и забыл бы, если бы однажды, когда он опять-таки припарковал такси у маленького кафе, чтобы немного отдохнуть, к нему не подошли двое. У одного в руках была бейсбольная бита. Это были люди из той банды, от которой Тому и его попутчикам удалось оторваться несколько дней назад. Похоже, эти типы запомнили номер его такси и пришли расквитаться. Тому ничего не оставалось делать, как бежать. Но куда? И долго ли он сможет от них прятаться? А работа? Жить-то на что-то надо. И тут Том вспомнил про бар Сальери и обещание помочь в беде. По чистой случайности, бар был недалеко, через квартал. И Том сломя голову ринулся туда.
Работа была потеряна, как и источник средств к существованию. Однако хозяин бара, дон Сальери, предложил Тому остаться и работать на него. Том понимал, чем ему это грозит. Но что ему еще оставалось делать? Да и старые мечты вновь дали о себе знать… И он решился.
Прошло восемь лет. В один прекрасный день, в кафе, что на улице Джулиано, зашел хорошо одетый молодой человек. Он подсел за столик к обедавшему там детективу полиции, и у них зашел весьма долгий и интересный разговор. Через несколько дней после этого незначительного, на первый взгляд, события, город был потрясен небывалым судебным процессом. На скамье подсудимых оказались около восьмидесяти членов различных преступных группировок, многие после этого отправились на электрический стул, остальные — за решетку, на разный срок. Большинство из них были из семьи #Сальери…

Скажу сразу, что история весьма интересная. И поучительная. Сюжет в игре абсолютно линейный, собственно, таким он и должен быть — ведь это рассказ о жизни одного человека, жизни в мафиозном обществе. Игра действительно очень напоминает GTA 3, напоминает своим размахом, возможностями, хотя тут они более ограничены. Город, в котором будут происходить события, очень большой и живет своей жизнью, правда, более осмысленной, чем в GTA. Люди не просто шляются по улицам, а, например, прогуливаются, ездят на работу или просто стоят себе на месте, любуясь закатом. Правда, никаких посторонних разборок, драк и тому подобного тут нет, так что вопрос о лидерстве остается открытым. Вся игра поделена на миссии, каждая с определенным заданием. Нет, не подумайте, что нам не дадут посвоевольничать — пожалуйста, можете ехать куда хотите, только не провалите миссию — ведь на некоторые задания отводится время, другие требуют слежки за объектом, третьи вообще не позволяют никуда отлучиться. Но время поколесить по улицам будет, не волнуйтесь. К сожалению, тут игра не дает такого чувства свободы, как GTA, во-первых, из-за неинтерактивности окружения, во-вторых, из-за полиции, но о ней разговор попозже.
Что касается заданий, то тут скучать не придется, наоборот, игра настолько затягивает в процесс, что оторваться очень сложно. Радует разнообразие: от обычного сбора "податей" с местных банкиров до диверсионных рейдов во вражеский стан, плюс угоны, заказные убийства, кража особо ценного товара и так далее. Всего миссий двадцать, некоторые придется проходить не один час. Что еще можно сказать об игровом процессе? Так как город большой, то нужен транспорт. В GTA с этим проблем не было — вытаскиваем любого водилу из машины, и готово. Тут такой процесс тоже возможен, только сделать это намного труднее. Да и не нужно. У нас будет свой автопарк, в котором будут находиться все угнанные нами и доставленные к бару (наша, типа, base of operations) машины. Есть наводчик, который подскажет, где "засветилась" крутая тачка, и откуда ее можно будет угнать. Так что у нас в распоряжении окажутся самые современные машины, и угонять или, того хуже, выкидывать хозяина из машины не потребуется.

Разбить машину довольно трудно, можно спокойно всю миссию проездить на одной и той же. Тут все автомобили имеют свои конкретные характеристики, сразу можно определить, какая лучше (в игре есть своя авто-энциклопедия). Модель поведения машин на дороге близка к реальной, гонки Формулы 1 на дорогах города не устроишь, можно разбиться насмерть — на поворотах заносит только в путь. Сирена впервые обрела какое-то значение — при звуке вашего сигнала другие авто попытаются уступить дорогу. И самая главная напасть — полиция. Привлечь к себе нежелательное внимание можно чем угодно: наездом на пешехода, аварией, превышением скорости и даже ездой на красный свет. Я молчу уже об огнестрельном оружии. Если не спешите и нет охоты (или возможности) гоняться, лучше остановитесь — за мелкое нарушение дадут лишь штраф, т.е. ничего. Вот если вас собираются арестовать (соответствующий знак вверху экрана), или же вообще — без разговоров на тот свет, то лучше удирайте. Причем оторваться от погони желательно очень быстро: если вы долго не можете сбросить копов, то они успеют оповестить другие патрули, и каждая встречная полицейская машина станет вас преследовать, а то и блокировать дорогу. Выход — убежать подальше и отсидеться. Через пару минут все вернется на круги своя, и можно будет продолжать путь.
Ни один гангстер не обходится без оружия, и мы не исключение. Оружие, как и машину, можно будет получить в начале миссии, у "своего человека", эксперта в своем деле. К сожалению, придется брать лишь то, что дадут, выбор не предоставляется. Зато по мере прохождения миссии можно будет обзавестись кое-чем получше, забирая это "кое-что" у поверженных противников. Инвентарь ограничен, больше трех пистолетов, пары гранат и чего-нибудь двуручного взять не получится. Выбор тоже не ахти, автомат Томпсона заменяет все остальное, вместе взятое, но хоть какое-то разнообразие. К нашим услугам будут кастет, нож, бита, около пяти видов пистолетов, дробовик, обрез, Томми-ган, гранаты и коктейли Молотова. Про Rocket Launcher забудьте, как-никак тридцатые на дворе. Такого арсенала вполне хватит для разборок с конкурентами. Можно вести огонь и из машины, но это весьма проблематично — целиться и крутить руль одновременно. Это вкратце геймплей, теперь перейдем к оформлению.

Игра очень красивая, даже начальный ролик заставляет челюсть отвиснуть. Особой оценки заслуживают лица героев, хотя удивляться нечему — при создании игры для этой цели снимались живые люди, их имена можно увидеть в титрах. Тут прорисовано абсолютно все, даже дым сигареты. Подкачала лишь анимация и движения персонажей. Всякие эффекты вроде динамического освещения и реальных теней тут, на мой взгляд, вообще не нужны, упор сделан на другое: сам город, и люди, его населяющие. Тут вам не скрюченные отморозки, как в #GTA, тут люди похожи на людей, а автомобили — на колымаги начала двадцатого века. Издали средства передвижения смотрятся вообще на ура, вблизи можно найти к чему придраться, но картины не портит. Оружие реализовано тоже на высшем уровне, в общем — в графическом плане все здорово. Огонь, взрывы (их немного, но есть), даже кровь. Все сделано добросовестно, без грубых ляпов и недочетов.
Вот со звуковым оформлением немного хуже. Выстрелы звучат неестественно, хотя шум работы двигателя автомобиля и всякие мелочи, вроде звука шагов, криков, воя сирен сделаны на уровне. Но музыка… Она доканывает. Город поделен на части, и у каждой из этих частей своя мелодия, правда, соответствующая эпохе, т.е. практически один джаз. Если поколесить полчаса по какому-нибудь району, вы поймете, что это такое — слушать одну и ту же мелодию, хоть и не напрягающую, но монотонную. Под конец хочется вообще отключить музыку. Но! Рука не поднимается. Видите ли, помогает создавать подобающую атмосферу.

Итог. На рынок выпустили очень качественный продукт, оригинальный и серьезный. Рекомендуется абсолютно всем, противопоказаний не имеет. Вполне способен заткнуть #GTA за пояс, хотя бы потому, что не имеет встроенной консольной глупости. Настоятельно советую родителям сделать такой подарок своим чадам, пусть обязательно пройдут до конца, авось что-нибудь уяснят. Мафия, знаете ли, это все-таки плохо…