Ровно 76 лет назад, 10 июля 1943 года, в разгар Курской битвы началась операция "Хаски". 7-я американская армия генерала Омара Брэдли и 8-я британская армия генерала Бернарда Монтгомери одновременно высадились на южном и восточном побережьях Сицилии, послужив тем самым предтечей открытия второго фронта, который случился, как известно, 6 июня 1944 года, во французской Нормандии, хотя Италия тоже - цэ Европа, не так ли?
Так, уже 17 августа с Сицилии эвакуировались последние итальянские и немецкие фашисты. Потери союзников были такими: около 5500 убитых и более 2800 пропавших без вести, включая пленных. Немцы потеряли около 4300 человек убитыми и более 10000 пропавшими без вести. У итальянцев соотношение потерь было совсем иным: почти 4700 убитых и 153000 пропавших без вести, из которых более 110 тысяч сдались, а остальные дезертировали. В итоге, по неофициальным данным, едва ли не главную роль в том, что англичанам и американцам удалось относительно легко и быстро сломить сопротивление 360-тысячной итало-германской группировки и с небольшими потерями захватить крупный и хорошо укреплённый остров, сыграла сицилийская мафия...
Операция, получившая название "Хаски", предусматривала высадку морского и воздушного десантов. До высадки союзников в Нормандии "Хаски" оставалась крупнейшей военно-морской десантной операцией. Так как взять обороняемый итало-германскими войсками гористый остров представлялось союзникам нелёгкой задачей, было решено в ходе операции опереться на "силы местного сопротивления" - сицилийскую мафию, которая должна была стать "пятой колонной" в ходе боёв на острове!
Для установления контактов с будущими сицилийскими собратьями по оружию сотрудники американской OSS (управление стратегических служб - предтеча ЦРУ) решили обратиться к отбывавшему в Клиптонской тюрьме 50-летний срок Сальваторе Лучано, более известного как Лаки Лучано. Бандиты всех мастей по всей стране давно имели зуб на Муссолини, который покусился на их безраздельную власть и в 30-е годы пересажал немало криминальных элементов, так что они легко вступили в контакт с американским командованием и согласились на взаимовыгодное сотрудничество, в результате чего им удалось подкупом, посулами и угрозами склонить к дезертирству или к сдаче в плен почти всех солдат и офицеров - уроженцев Сицилии и южных районов Италии.
Упрямцам, которые отказывались изменять присяге, недвусмысленно давали понять, что мафии известно, где проживают их семьи... Это действовало безотказно, поскольку родственные связи для итальянцев значат больше, чем чувство долга перед государством. Кроме того, бандиты мафии обезвреживали снайперов, выступали в качестве проводников, корректировали огонь артиллерии, передавали союзникам планы укреплений и минных полей, а главное - психологически воздействовали на местное население, чтобы оно не оказывало сопротивления англо-американским войскам. После занятия острова генерал Брэдли заявил, что мафия на Сицилии принесла американской армии не меньше пользы, чем несколько пехотных дивизий.
Взамен сицилийским бандитам дали гарантию того, что англо-американское оккупационное командование не будет мешать им традиционно собирать дань с местных торговцев, ремесленников, крестьян и рыбаков, а также выступать в роли арбитра в гражданских спорах. Им даже разрешили сформировать легальную вооруженную милицию, а глава "Коза Ностры" дон Калоджеро Виччини получил пост мэра городка Вилальба. Так что послевоенным итальянским властям пришлось очень долго и с большой кровью ломать эту криминальную систему, добив её окончательно, хотя бы на низовом уровне, сравнительно недавно, примерно в конце девяностых - начале нулевых.